Без станочника рельс не наладить Волжская магистраль

Без станочника рельс не наладить

Дмитрий Зайцев, токарь Шахунской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры

Труд Дмитрия Зайцева отмечен премией и благодарностью начальника Горьковской дороги

Премией и благодарностью начальника Горьковской дороги отмечена работа токаря Шахунской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры Дмитрия Зайцева по итогам весеннего комиссионного осмотра.

Среди тех, кого решено было отметить, оказались люди, профессии которых вроде бы и не связаны напрямую с содержанием пути. Один из них – Дмитрий Зайцев.

Он не выезжает на перегоны обслуживать путь, работает на токарном и фрезерном станках в мастерских дистанции. Но качество пути во многом зависит от качества деталей его верхнего строения. Валики, втулки на стрелочных переводах, тяги, вкладыши на контррельсах не мелочи. Какие-то из деталей, которые сработались, будут отремонтированы в мастерских, какие-то здесь сделают заново – и всё это может оказаться значительно выгоднее, чем приобретение новых, заводских.

От состояния этого «железа» зависит, с какой скоростью будет разрешено идти поезду. А Шахунская дистанция – это 270 км знаменитого маршрута «России» Москва – Владивосток. Без работы на фрезерном станке не смонтируешь бесстыковой путь, который обеспечивает на участке быстрое движение. Нужно сварить соседние рельсы, но при этом положено делать между ними стыковые скрепления, ставить металлические накладки. Сварка оставляет сбоку на рельсах небольшой шов, и потому накладка не будет прилегать к рельсам плотно, если место, где она касается шва, не выработать на фрезерном станке. Сейчас, летом, дистанция готовит именно бысстыковой путь.

«Для токаря очень важно, чтобы мозги работали в нужном направлении, – объясняет Дмитрий Зайцев. – Есть, конечно, вещи, которые случается делать часто – тут уже есть навык. Но вот приносят незнакомый чертёж, неисправную деталь, объясняют, что с ней не так. Или образец, который надо промерить, изучить и сделать точно такой же. Всё зарисую – я веду блокнот с эскизами. А дальше надо думать, какие предстоят операции, что в какой последовательности надо проточить, просверлить – чтобы работа шла последовательно, одно не помешало другому. Навыки навыками, но это самое сложное».

Работе на станках Дмитрия учил отец. Причём именно на этих станках. Отец Александр Зайцев вначале занимался в дистанции обслуживанием искусственных сооружений, а затем стал токарем. Его путейский стаж превысил 40 лет – самый большой в семье. Ещё у Дмитрия Зайцева в дистанции пути работали монтёрами бабушка Екатерина Дементьева, мать Вера Зайцева, а сестра Надежда – инженер в техотделе.

Шесть лет назад отец решил уйти на пенсию и оставил Дмитрию своё рабочее место. Сам Дмитрий пришёл попробовать себя и заработать первые деньги в дистанцию пути ещё в школьные годы – во время летней путевой страды требовались временные рабочие. После школы выучился на машиниста самоходной техники. Полтора десятилетия Дмитрий управлял выправочно-подбивочно-рихтовочной машиной, мотовозом. Но тут решил сменить профессию – стать станочником: в человеке, который хорошо справлялся бы с токарными и фрезерными работами, мастерские очень нуждались.

«Дмитрий Зайцев – и профессионал, который работает качественно, справляется с задачами быстро, и добросовестный человек, – говорит заместитель начальника дистанции Татьяна Зинкевич. – Он никогда не подводил тех, кто нуждался в деталях».

Недавно случилось и ему самому почувствовать поддержку дистанции, железной дороги. В старом барачном доме, где жила семья Дмитрия Зайцева, случился пожар. Дистанция, товарищи по работе, профсоюз серьёзно помогли тогда деньгами. Не оставила в беде и его жену железнодорожная больница, где она работает медсестрой.

Сейчас Зайцевы строят себе новый дом. Поэтому премия оказалась особенно кстати.
Автор: Николай Морохин