Случай на границе Дальневосточная магистраль

Случай на границе

Роман Портянкин, бригадир Уссурийского эксплуатационного вагонного депо Дальневосточной дирекции инфраструктуры

Роман Портянкин дважды в этом году обнаруживал трудновыявляемый дефект

Роман Портянкин – самый молодой бригадир Уссурийского эксплуатационного вагонного депо Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Однако это не мешает ему и руководить вверенным коллективом, и выявлять сложные неисправности у вагонов. В этом году он уже дважды обнаруживал трудновыявляемый дефект, который мог привести к серьёзным последствиям на транспорте.

Последний такой случай произошёл в апреле. Дежурная смена вагонников проводила осмотр поезда в одном из парков приграничной станции Гродеково. «Моя задача – контрольное сопровождение. Взгляд, как на охоте, автоматически цеплялся за все детали. В итоге в этот день я обнаружил, как и зимой, в одном из порожних вагонов нарушение торцевого крепления буксового узла», – рассказывает Роман.

Увидеть такую неисправность непросто. Здесь нужны и профессиональное знание, и особое чутье: как доктор, предварительно ставишь диагноз, а потом подтверждаешь его.

«Сначала вручную шаблоном измерил проблемное место, потом вскрыл смотровую крышку и убедился в неисправности. Сдвиг буксы в колёсной паре составил 7 мм. Ситуация критическая, она могла выстрелить во время движения состава в любой момент», – говорит бригадир.

Проблемный вагон был вовремя отправлен в отцепочный ремонт. А за предотвращение случаев, угрожающих безопасности движения поездов, Роману Портянкину была объявлена благодарность начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры.

Молодой человек на пункте технического обслуживания (ПТО) в Гродеково работает пять лет. Вагон он изучил досконально. «Это же продуманная до мелочей инженерная конструкция, с тормозным оборудованием, колёсами. В вагоне есть всё, кроме мотора, – с восхищением отзывается Роман. – И к вагону надо относиться уважительно, как и к своему автомобилю, понимать его».

У станции Гродеково, где находится ПТО, – ответственная роль. Отсюда на экспорт следуют гружёные маршруты в Китай, а в обратном направлении приходит преимущественно порожний вагонопоток, который также требует обработки. В последние годы международный пункт пропуска активно развивается. В январе – июне 2019 года перевозки через него к прошлогоднему уровню выросли на 5,2% – до 5,3 млн тонн. Во многом на увеличение объёмов повлиял экспорт угля, который увеличился вдвое.

По итогам этого года станция может выйти на исторический рекорд. Работы хватает, один осмотрщик-ремонтник за смену обрабатывает около 300 вагонов.

По словам начальника ПТО Сергея Форостянова, чтобы вырастить штучного специалиста в вагонном хозяйстве, необходимо несколько лет. «Среди наших передовиков можно назвать таких опытных осмотрщиков-ремонтников вагонов, как Андрей Ефремов, Егор Азевич. Уникальность же Романа Портянкина в том, что он, будучи самым молодым бригадиром, в этом году обнаружил две серьёзные неполадки, которые могли привести к сходу поезда», – отметил начальник ПТО.

Роман профессию выбрал по совету мамы, которая трудится в хозяйстве движения. После 9-го класса он поступил в Уссурийский железнодорожный техникум на вагонную специализацию. Учиться было интересно, параллельно принимал активное участие в общественной студенческой жизни. Окончив учёбу, пришёл на ПТО Гродеково. На тот момент выпускник техникума был самым молодым работником в коллективе.

«Первый вопрос, который мне задали в отделе кадров: «Ты знаешь, куда идёшь? Сможешь найти оперативно неисправность, устранить её, когда на улице минус 30 с ветром, или сильный дождь, или жара?» Но сдаваться – не в моих правилах», – подчёркивает молодой человек.

Через некоторое время его, 20-летнего, назначили бригадиром. Освоиться на новом месте помогли природная коммуникабельность и профессиональное любопытство, мотивирующее узнать как можно больше тонкостей в работе вагонника.

«Я жадный до работы в хорошем смысле слова», – заключает Роман Портянкин.

Автор: Павел Усов