Надёжный тыл Куйбышевский железнодорожник

Надёжный тыл

Пётр Лютин, дорожный мастер Инзенской дистанции пути

Дорожный мастер Инзенской дистанции пути Пётр Лютин награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Длина пути российских железных дорог более 85 тыс. км, и у каждого рельса, каждой шпалы есть свой хозяин. Дорожный мастер первой укрупнённой бригады Инзенской дистанции пути Пётр Лютин отвечает за состояние участка пути длиной 55 км. И не только за пути, но и за прилегающую к полосе отвода территорию – все знаки и пикетные столбики, установленные вдоль железнодорожного полотна, он приводит в должное эстетическое состояние.

В подчинении Лютина бригада из 13 человек. «Коллектив у нас дружный, стоим друг за друга горой, а иначе в нашей профессии нельзя добиться результата», – считает дорожный мастер.

Коллектив участка пути обслуживает станции Чаис, Ночка, Свет, Инза, Вырыпаевка – это 48 км станционных путей, 8 железнодорожных переездов, 176 стрелочных переводов, которые содержатся с оценкой «хорошо» и «отлично». Балловая оценка на обслуживаемом участке пути за прошедший период 2019 года составила 20 баллов, что обеспечивает пропуск поездов по участку без снижения скорости.

По мнению Лютина, стальная магистраль представляет собой живой организм, уязвимый для любой болезни, и задача дорожного мастера – вовремя поставить диагноз и назначить лечение. Важно не пропустить ни один дефект. С помощью шаблона измеряется ширина колеи: если она даже на несколько миллиметров отличается от стандарта, дорожный мастер обязан принять меры.

«Больше всего опасности на путях возникает из-за экстремальных погодных условий, – уверен Пётр Николаевич. – К примеру, при сильной жаре рельсы могут наползти друг на друга, а зимой много проблем доставляют пучины, впадины, которые образуются на пути из-за сырости и мороза. Кроме этого, рельс может оказаться изношен, шпала подгнившей, стрелочный механизм поломан».

С помощью путейских инструментов, а то и просто намётанным глазом или даже на слух Лютин диагностирует проблему и разрабатывает пути её решения.

«Пётр Лютин обладает большим опытом работы, имеет обширные и глубокие знания по своей специальности, умело использует их в повседневной работе, – говорит председатель первичной профсоюзной организации Инзенской дистанции пути Светлана Кузьмина. – На протяжении многих лет он добивается высоких результатов, своим примером воодушевляя подчинённых и коллег. Петр Николаевич с особой ответственностью относится к обеспечению безопасности движения поездов при безусловном соблюдении требований охраны труда. Осуществляет техническое обслуживание железнодорожных путей, обеспечивает проследование поездов по участку без задержек».

Своё призвание наш герой нашёл не сразу. Сначала несколько лет поработал водителем и даже лесорубом Инзенского химлесхоза. Переломным для него стал 1994 год, когда он пришёл в Инзенскую дистанцию пути. «Проникся рассказами соседа-железнодорожника, который работал в дистанции оператором дефектоскопной тележки, и сделал свой выбор», – объяснил Пётр Николаевич.

С тех пор Лютин ни разу не пожалел о своем выборе, хотя признаётся, что в первое время ему было очень трудно и непривычно, но он не спасовал. И большое подспорье в трудную минуту ему оказал наставник – Сергей Иванович Богданов, заместитель начальника Инзенской дистанции пути. Он воспитал из своего ученика дорожного мастера.

Вспоминая те далёкие годы, Петр Николаевич теперь сам является образцовым наставником для молодежи. Скольким специалистам он выдал «путёвку в жизнь», даже трудно сосчитать. Многие из них работают уже бригадирами пути и дорожными мастерами. «Молодых специалистов учу, в первую очередь, дисциплине – это первооснова порядка на участке», – лаконично говорит дорожный мастер о своей воспитательной деятельности.

За четверть века работы в дистанции Пётр Лютин был не раз отмечен вышестоящим руководством, в его послужном списке именные часы начальника Куйбышевской дороги, благодарность Министра транспорта РФ, знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

Сам герой очерка утверждает, что не достиг бы такого результата в работе, если бы у него не было надёжного плеча товарищей. Среди его единомышленников – бригадиры пути Олег Шуваев и Ильдар Низамов, монтёры пути Николай Чичкин, Сергей Поляков. Все они в своё время брали уроки подлинно заинтересованного подхода к исполнению взятых обязательств именно у своего мастера.

В бригаде Лютина широко распространена инициатива по организации общественного контроля за соблюдением технологии производства путевых работ. Свои знания дорожный мастер передаёт своим коллегам, изучая с ними на технических занятиях должностные инструкции, нормативные документы. Руководство дистанции отмечает Петра Николаевича как прирождённого организатора, умеющего наилучшим образом расставить людей и распределить обязанности, организовать коллектив на выполнение поставленных задач. Благодаря проводимой воспитательной работе и высокой требовательности к себе и подчинённым в его коллективе в течение длительного времени исключены случаи нарушения трудовой дисциплины.

«На транспорте не редки ситуации, когда от человека требуются стойкость, выдержка, умение не спасовать перед трудностями, – рассуждает дорожный мастер. – Для путейцев такие требования – не новость. Особенно необходимы подобные качества, когда приходится вести авральные работы. И ещё – когда монтёр пути впервые берётся за непривычное дело. Что могут при этом наставник, мастера? Готовых рецептов нет. Мы все когда-то были новичками в своём трудовом коллективе. И наверняка многие помнят, как важно было встретить на работе радушие, доброжелательность и уважение».

Со своей лёгкой руки Пётр Лютин стал основателем железнодорожной династии. По его стопам пошли и сын, и дочь, которые трудятся с отцом в Инзенской дистанции пути. Сын Игорь, как и отец, – дорожный мастер, а дочь Ирина – экономист. Более того, Лютин своей любовью к профессии «заразил» и родного брата Николая Николаевича, который уже вырос до бригадира пути.

«Готовлю надёжный тыл, чтобы после ухода на заслуженный отдых быть уверенным, что перегоны дистанции будут в надёжных руках, – улыбается Пётр Николаевич. – Путеец – самая важная профессия на железной дороге, нужно только уважительно к ней относиться».
Автор: Александр Савенков