Когда безопасность в подкорке Октябрьская магистраль

Когда безопасность в подкорке

Александр Ильин, электромеханик Московской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-1) Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД"

Благодаря решительным действиям удалось не только задержать злоумышленников, но и не допустить нарушения графика движения поездов

Это произошло недалеко от станции Ховрино. Электромеханик Московской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-1) Александр Ильин задержал преступников, которые пытались украсть дроссельные перемычки, соединяющие дроссель-трансформатор с рельсами.   

В ту июньскую ночь у Александра Ильина была обычная рабочая смена. Но около трёх часов ночи дежурный по станции Ховрино Владислав Егер увидел, что участок 115/69П на мониторе зажёгся красным – система показывала ложную занятость.

– Дежурный отправил меня устранять неисправности, – вспоминает Ильин. – Я взял инструмент, рацию, телефон и пошёл. По дороге дежурный сообщил мне по рации, что и соседний с «занятым» участок тоже засветился красным. Сомнений не оставалось: там действовали злоумышленники.

Подходя к участку, в ночных сумерках Александр заметил двух мужчин, склонившихся над дроссель-трансформатором.

– Раздумывать было не когда: надо было их остановить, – говорит электромеханик. – Завидев меня, злоумышленники бросились наутёк. Я перегородил им дорогу. Тот, что помоложе, меня оттолкнул, завязалась потасовка, у меня очки со лба слетели (я их ношу, когда мелкой работой занимаюсь). А пока я с очками мельтешил, второй тоже попытался сбежать. Всё, думаю, разбегутся мои зайцы! Кинулся за вторым, подножку ему поставил, повалил. Вызвал отряд полиции.

Задержанный совсем не походил на преступника. Нормально одетый мужчина лет 40, лицо порядочного человека. В отделении выяснилось, что он приехал в столицу из Башкирии на заработки. При нём обнаружили ножницы по металлу и мешок с добычей: вместе с приятелем они срезали дроссельные перемычки, чтобы сдать их в пункт приёма цветного металла.

Его сбежавший товарищ оказался 30-летним гражданином Беларуси. Задержанный сообщил стражам правопорядка фамилию и адрес подельника, и в ту же ночь тот был доставлен в отделение полиции.

– Комплект из двух дроссельных перемычек – длинной и короткой – весит порядка 10 кг, – поясняет электромеханик. – Воры срезали два комплекта и получили, соответственно, добычу весом около 20 кг. К моему приходу они уже разделили перемычки на несколько частей и успели спрятать их в мешок.

Чаще всего воры сдают дроссельные перемычки в пункты приёма цветного металла, «зарабатывая» себе, таким образом, на питание или алкоголь. И хотя они получают совсем небольшие суммы, стои­мость таких изделий при покупке их железной дорогой весьма высока. А всё потому, что завод-изготовитель выпускает их для железнодорожного транспорта, руководствуясь очень жёсткими требованиями, предъявляемыми к качеству. В советские времена их изготавливали исключительно из меди. Но ввиду того, что эти детали часто становились лакомым куском для любителей поживиться цветным металлом, их стали делать биметаллическими: внутри сталь, а снаружи – медное напыление.

– По дроссельным перемычкам идёт ток в рельсы, – объяснил Александр. – Но по ним осуществляется не только питание рельсовых цепей, но и контроль за состоянием пути. Поэтому их отсутствие обернётся задержкой движения поездов, нарушением графика. Но коллеги проявили оперативность, и через полтора часа движение было восстановлено. Так что обошлось без изменений графика – в тот временной отрезок на нашем участке как раз по расписанию был перерыв в движении поездов.

У Александра есть подозрение, что злоумышленники тщательно подготовились к своей операции. Во всяком случае, изучили расписание поездов, что дало им возможность выбрать время, когда отсутствие деталей оставалось бы незамеченным в течение нескольких минут.

За проявленную бдительность и героизм Александру Ильину была вручена Почётная грамота от начальника Октябрьской железной дороги. Также он стал одним из победителей дорожного проекта «Вектор безопасности».

– Грамота от руководства стала для меня большой неожиданностью, – сказал электромеханик. – Ничего особенного я не совершил. Вот люди самолёты на кукурузные поля сажают, – это да, поступок. А у меня обычная смена была, просто так получилось.

Начальство и коллеги характеризуют Ильина как опытного, квалифицированного специалиста.

– Он очень контактный, приятный в общении, вежливый и интеллигентный человек, дисциплинарных взысканий не имеет. А что он профессионал с высшим образованием, но работает простым электромехаником, так это только потому, что такой график ему больше подходит, – поясняет ведущий специалист по управлению персоналом предприятия Ирина Пятаева. – Будь Александр Алексеевич старшим электромехаником, ему пришлось бы приезжать на работу каждый день. А из Тамбовской области до Ховрино ездить ежедневно ему не удобно.

Кстати, Александр – из семьи потомственных железнодорожников. Именно поэтому он считает, что у него «безопасность в подкорке заложена». Ведь с детства мать, отец и дед рассказывали ему много о разных случаях на «железке».

– Дед о войне часто вспоминал, – говорит Ильин. – Там было много трагических моментов. Тяжело было людям работать во время войны, под постоянными бомбёжками. Наверно именно благодаря его историям я стал человеком, который трепетно воспринимает всё, связанное с железной дорогой.

По мнению Александра, реализуемый на Октябрьской проект «Вектор безопасности» положительно влияет на повышение безопасности на магистрали.

– У этого проекта есть большой плюс, – уверен он. – Современная молодёжь многое воспринимает очень поверхностно. При таком подходе им тяжело изучить необходимые правила безопасности, впитать их в себя. Кроме того, у многих, причём не только молодых людей, появилось такое чувство, что железная дорога – это какой-то развлекательный аттракцион: паровозики ездят, в вагонах еду разносят, товары продают. А о том, что на самом деле здесь надо быть внимательным и осторожным, особенно на таком ответственном участке как Москва – Санкт-Петербург, многие забывают. Люди как будто теряют чувство самосохранения! Проект призван об этом напоминать.
Автор: Елена Харламова