Экзамен устроила природа Дальневосточная магистраль

Экзамен устроила природа

Елена Кудинова, энергодиспетчер Владивостокской дистанции электроснабжения

Благодаря слаженной работе бригад под руководством энергодиспетчера Елены Кудиновой были оперативно устранены последствия стихии

В профессиональной жизни энергодиспетчера Владивостокской дистанции электроснабжения Елены Кудиновой было много нестандартных ситуаций. Именно поэтому в ту сентябрьскую ночную смену, когда шквальный ветер и дождь обрушились на Приморье и начались массовые отключения электроэнергии, устройств СЦБ и, как следствие, задержки поездов, она, мобилизовавшись, сделала всё возможное, чтобы самый грузонапряжённый участок на Дальневосточной магистрали как можно быстрее стал работать в прежнем режиме.

Центр, откуда ведут управление энергодиспетчеры, находится в головном здании Владивостокского региона дороги. Елена Кудинова «командует» кругом «Восточный», который территориально охватывает участок от станции Смоляниново до Находки-Восточной и Мыс Астафьева. Он считается одним из самых сложных из-за профиля пути, интенсивного тяжеловесного грузового движения, приводящего к серьёзной токовой нагрузке в контактной сети и напряжённой работе тяговых подстанций. Эта ситуация особенно усугубляется в сезон тайфунов.

В ночь с 7 на 8 сентября практически все четыре круга, прикрывающие, как системы ПВО, участки обслуживания дистанции, испытали на себе силу разбушевавшейся стихии.

– Ураганный ветер, скорость которого при порывах превышала 37 метров в секунду, вывел из строя фидеры контактной сети и снабжение устройств СЦБ. Ежеминутно в самых разных точках происходили отключения, влияющие на движение поездов. Самый сильный удар пришёлся на Владивосток, поэтому мы помогали энергодиспетчеру «разруливать» ситуацию, чтобы как можно быстрее восстановить пассажирское движение, – рассказывает начальник ЭЧ-4 Сергей Конышев. – Очень сложная обстановка была и на круге «Восточный». Но так как им командовала Елена Кудинова, я был спокоен. Знал, что она справится, не потеряет самообладание. Эта хрупкая женщина с сильным стержнем внутри – настоящий кремень. При этом – профессионал высочайшего класса. И этого нельзя не признать.

Елена Кудинова – универсальный специалист, она умеет работать на всех четырёх кругах, отлично знает схемы участков. И в случае нестандартной ситуации может всегда подставить плечо коллегам.

– В ту ночь в диспетчерской было очень жарко, поэтому каждый работал сам за себя, – говорит Елена Евгеньевна. – Обычно в такие минуты ты полностью мобилизуешься, абстрагируясь от внешних факторов и направляя всё своё внимание на аварийные места. Чувство ответственности обострено до предела. Ты очень скрупулёзно и точно даёшь команды, координируешь действия бригад, удалённо проверяешь каждое переключение, каждое заземление, понимая, что именно ты отвечаешь за жизни людей. Конечно, нагрузка за смену колоссальная. Порой приходишь домой, и нет сил даже говорить и о чём-то думать. Но я всё равно очень люблю свою профессию, иначе 30 лет не проработала бы на железной дороге.

…Родилась наша героиня в посёлке Архара, с которой начинается Дальневосточная железная дорога. Отец работал помощником машиниста паровоза, потом дежурным по станции. Девочка росла, как и многие её сверстники, самостоятельной.

– Посёлки и деревни связывала только магистраль. Поэтому мы часто добирались до места назначения поездами. Помню, зайду в дежурку и смотрю, как мигает огромное диспетчерское табло. Уже тогда я без всяких подсказок понимала, что мой поезд подошёл к входному светофору и нужно бежать на перрон, – рассказывает она. – Училась я в интернате, поэтому иногда приходилось добираться из Тарманчукана в Архару автостопом, так как пригородный поезд ходил раз в день. Я просто подходила к машинистам и просила, чтобы взяли с собой в кабину. Маленькой, но настойчивой девочке, как правило, не отказывали. Став постарше, я впервые попала на тяговую подстанцию. Это было очень интересно, и я поняла, что хочу быть именно энергетиком.

После окончания Хабаровского техникума железнодорожного транспорта Елена получила распределение на станцию Этыркэн, в Ургальскую дистанцию электроснабжения.

– Сложно ли было жить на Севере? Нет, молодость все трудности сглаживала. Четырнадцать лет я проработала электромехаником, пытаясь руками дойти до сути профессии. Старалась максимально всё изучить. Зато так мне было спокойнее, я внутренне знала, что смогу справиться с любой аварийной ситуацией самостоятельно, – продолжает Елена Евгеньевна. – А потом мы переехали в Приморье. На тот момент свободных вакансий не было, и мне предложили пойти электромонтёром на тяговую подстанцию Находка. Это тоже был интересный период. Помню, меня постоянно сопровождал «душистый» шлейф трансформаторного масла, о маникюре пришлось забыть. Но я была счастлива. А вот примерить на себя роль энергодиспетчера мне было очень сложно. Долго сомневалась: смогу ли? Для нас, работающих на линии, энергодиспетчеры были словно боги, которые могут всё. И не хотелось свою планку опускать. И всё же я рискнула, дала согласие. С тех пор прошло ещё 15 лет. Сегодня я понимаю, что это лучшая для меня профессия. Я работаю в родном и любимом коллективе, без которого не смогла бы состояться. 
Автор: Наталья Кузьмина