Образец для подражания Транссиб

Образец для подражания

Евгений Молчанов, машинист электропоезда моторвагонного депо Алтайская

Алтайский железнодорожник не дрогнул в критические секунды и принял единственно верное решение

Сильные качества машиниста

«Благодаря грамотным и оперативным действиям Евгения Станиславовича удалось избежать человеческих жертв и более тяжёлых последствий при столкновении на переезде легкового автомобиля и мотрисы с работниками Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги. Водитель автомобиля грубо нарушил Правила дорожного движения и допустил столкновение, в результате чего была повреждена тормозная система мотрисы. Неуправляемый локомотив на скорости 80 км/ч следовал навстречу электропоезду с пассажирами. Мотрису направили на путь, имеющий сбрасывающую стрелку…» (Из наградного листа на звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации»).

Тогда грамотные действия локомотивной бригады позволили избежать трагедии. Евгений Станиславович до последней секунды управлял электропоездом. Его помощник Алексей Капитанов размещал людей в задней части мотрисы, инструктировал, как действовать в случае столкновения. В документе подчёркивается, что машинист на высоком уровне проявил бдительность при выполнении должностных обязанностей, предотвращении большой беды от грубого нарушения безопасности движения поездов. Оперативные действия в ситуации, угрожающей жизням пассажиров, стали образцом для всех машинистов моторвагонных депо магистрали.

– Безукоризненное знание и выполнение Правил технической эксплуатации, инструкций, технических характеристик моторвагонного подвижного состава, обеспечение безопасности движения поездов и культурное обслуживание пассажиров – самые сильные стороны Евгения Станиславовича, – рассказал «Транссибу» заместитель начальника моторвагонного депо Алтайская по кадрам и социальным вопросам Олег Морозов. – Его отличают высочайший профессионализм, добросовестное отношение к труду. За четверть века трудовой деятельности не имеет нарушений в поездной работе, случаев отказа электропоезда в пути следования. Надо ли говорить, что он не допустил ни одного нарушения трудовой и технологической дисциплины?

По словам Олега Владимировича, особое внимание машинист уделяет повышению уровня профессиональных знаний, умению выявлять и оперативно устранять неисправности моторвагонного подвижного состава и, конечно же, – принятию грамотных решений в нестандартных ситуациях. Плюс доскональное знание технических особенностей и характеристик подвижного состава, профиля обслуживаемых участков и умелое применение режимов вождения поездов. Все эти качества и позволили руководству депо доверить ему один из сложных участков работы – обслуживание и вождение локомотива, предназначенного для оперативных выездов руководства Алтайского региона железной дороги.

Свой опыт и мастерство Евгений Молчанов передаёт молодому поколению и коллегам по депо. Принимает активное участие в подготовке и проведении комиссионных осмотров. Обеспечивает поддержание закреплённого электропоезда в культурном состоянии, контроль над его техническим состоянием и подготовку электропоезда к комиссионным осмотрам.

К государственной награде Евгений Станиславович шагал, образно говоря, «по ступенькам вверх». За многолетний добросовестный и безупречный труд алтайский железнодорожник в 2008 году был награждён знаком «Лучший машинист» 3-й степени, в 2010 году – знаком «Лучший машинист» 2-й степени. В 2012 году ему присвоено звание «Лучший машинист» 1-й степени. А два года назад он удостоен Благодарности министра транспорта Российской Федерации.


Без тормозов

Евгений Молчанов окончил профессионально-техническое училище № 2 в Барнауле на исходе 80-х годов прошлого века. На выбор профессии повлиял своими рассказами о работе на магистрали дед Иван Фёдорович, который всю жизнь управлял маневровым тепловозом на станции Овчинниково. Да и бабушка Надежда Ивановна, преданно трудившаяся там же дежурным по станции, тоже внесла свою лепту в правильную профориентацию внука.

Отслужив в армии, молодой человек вернулся на магистраль: с 1992 года он трудился помощником машиниста. А на «стыке тысячелетий», в 2000 году, пересел за правое крыло локомотива и, как многие и многие машинисты, уходил в обычные рейсы, добросовестно выполняя свои обязанности.

Обычные рейсы… До того памятного февральского дня. А что сам думает о нём наш герой? Евгений Станиславович охотно согласился на телефонную беседу, поблагодарил за поздравления от имени редакции с государственной наградой. Затем я поинтересовался:

– С чего начинался тот самый день?

– А что рассказывать? Пришли, сели да поехали, – получил незатейливый ответ.

«Выуживать» у машиниста подробности оказалось далеко не простым делом. В итоге, оказалось, что в тот день мотриса возвращалась в Барнаул из Черепанова после квартального осмотра.

– На подходе к станции Красный Боец, к нерегулируемому переезду, мы уже издалека заметили «жигулёнок», – вспоминал машинист. – На наш звуковой сигнал он притормозил, и тут сильный удар в бок локомотива. Я применил экстренное торможение, но тяжёлая техника невозмутимо продолжила движение на скорости более 80 км/ч. Стало ясно, что легковушка у нас просто выбила тормоза. Оперативно доложил о положении дел дежурному по станции Красный Боец, а Алексей, помощник машиниста, устремился в салон успокоить пассажиров.

– Страшно вам было?

– Скорее, это можно назвать ощущением беспомощности, ведь тормоза на ходу никак не восстановить. В итоге, мотриса проехала всю станцию и слетела в кювет на сбрасывающей стрелке. Мы завалились на тот самый бок, куда несколькими минутами ранее врезался «жигуль». Я до последнего оставался за пультом управления, пытаясь хоть что-то предпринять.

В такой ситуации «что-то предпринять» было далеко не просто, тем не менее, локомотивная бригада совершила настоящий подвиг. Именно за это Евгений Молчанов и Алексей Капитанов были представлены к отраслевым наградам с формулировкой: «…за образцовое выполнение служебных обязанностей, проявленную бдительность и оперативные действия, позволившие предотвратить возможные серьёзные последствия». Машиниста наградили знаком «Почётный железнодорожник», помощника машиниста – именными часами руководителя холдинга.

Автор: Владимир Павлов