Опасный накат
Юрий Пирожков, осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Батайск Северо-Кавказской дирекции инфраструктурыОсмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Батайск Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Юрий Пирожков помог предотвратить возможный сход вагонов пассажирского поезда.
Около трёх часов дня 5 августа, когда половина дневной смены Пирожкова была уже позади, на вокзал Ростов-Главный прибыл пассажирский поезд Барнаул – Адлер. Вагонники отправились делать осмотр.
«Мы с напарником пошли вдоль состава, каждый по своей стороне, – рассказывает Юрий Пирожков. – Во втором вагоне с хвоста я увидел блестящий гребень колеса. Осмотрел, замерил, проверил. Первое подозрение подтвердилось: остроконечный накат гребня колёсной пары».
Остроконечный накат гребня колеса – это когда по круговому периметру гребня в месте перехода его боковой поверхности к вершине образуется выступ.
Такой дефект может возникнуть из-за высокого давления и интенсивного трения в месте взаимодействия колеса с рельсом в результате неправильной установки колёсной пары в тележке, значительной разницы диаметров колёс на одной оси, длительной работы на пути с крутыми кривыми, изгиба оси, перекоса рамы тележки, неправильной посадки колёс на ось.
В общем, возможных причин повреждения может быть множество.
«Выяснилось, что проблема не только в накате, но и в диаметре колёс – одно было больше другого более чем на 4 мм, – рассказал заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Батайск Алексей Мальчук. – Это была первая колёсная пара вагона, то есть она первой входит в стрелку. Этот дефект мог привести к сходу».
Пирожков доложил о неисправности руководству. По заявке осмотрщика вагон был отцеплен от состава и отправлен на пункт смены колёсных пар.
Спустя чуть более часа после отцепки вагон был готов к продолжению движения, и поезд отправился в путь.
Часовую задержку в Ростове-на-Дону из-за выявленной неисправности удалось наверстать до прибытия на станцию назначения.
Внимательность осмотрщика предотвратила возможный сход: на какой-то из стрелок вагон имел все шансы сойти с рельсов.
По мнению Юрия Пирожкова, главным его помощником в работе является опыт: «Конечно, нужно и соответствующее обучение, но наработанный опыт, который приходит со временем, подсказывает, что здесь что-то неладно, уже по отблеску колеса».
В железнодорожной отрасли Юрий Пирожков работает с 1983 года, с тех пор как, отслужив в армии, устроился на Ростовский электровозоремонтный завод. «Живу рядом, потому и пошёл на это предприятие», – объясняет он.
Отработал на заводе 28 лет, затем перевёлся в вагонное депо: сначала – в ремонтное, позже – в эксплуатационное.
«За годы работы у нас Юрий Николаевич зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, – говорит Алексей Мальчук. – Досконально знает конструкцию вагона, неоднократно выявлял при осмотрах различные неисправности, угрожающие безопасности движения».