Операция на перевале Восточно-Сибирский путь

Операция на перевале

Николай Гарбарук, старший электромеханик Северобайкальского регионального центра связи

Личный состав смены строителей Байкальского тоннеля не пострадал благодаря профессиональным действиям опытного бамовца

Старший электромеханик Северобайкальского регионального центра связи (РЦС-4) Николай Горбачук награждён нагрудным знаком «Почётный радист». Так отмечены его заслуги в развитии связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, многолетний плодотворный труд.

Эту награду Министерства связи и массовых коммуникаций России ему вручил в торжественной обстановке во время недавнего осеннего комиссионного осмотра инфраструктуры Северобайкальского региона исполняющий обязанности начальника ВСЖД Евгений Ларин.

Когда у нас заходит речь «о доблестях, о подвигах, о славе», Николай Николаевич смущённо улыбается и машет рукой: да ладно, мол, особого геройства в «боевых действиях» не было – обычная повседневная работа на протяжении почти тридцати лет по обеспечению устойчивой безопасности движения поездов по северному ходу магистрали.

– Ну как же «не было»?! – вступает в разговор молодой начальник участка Андрей Блоха. – А последний случай, когда минувшей весной, в апреле, бегая по глубоким двухметровым дабанским снегам, вы «один и без оружия», вернее, с парочкой энергетиков ЭЧ-10, устранили опасность, чреватую тяжёлыми последствиями…

– Да уж, это было, – вздыхает наш герой. – Просто я чуть подзабыл. Но как вспомню, так вздрогну. Беда, конечно, была неминучей. Тогда волновод поездной радиосвязи под наведённым напряжением более тысячи вольт находился в габарите, почти в зоне строительства. Он мог запросто навредить всему личному составу рабочей смены строителей нового Байкальского тоннеля.

Во избежание этой возможной трагедии Николаю Гарбачуку пришлось срочно-оперативно вкупе с двумя работниками ЭЧК-6 Северобайкальск производить замену участка волновода – сделали стометровую вставку самонесущего изолированного провода (СИП). Эта ювелирная операция была проведена в кратчайшие сроки, без перерыва в движении поездов…

Таким вот образом бдительность и профессионализм нашего героя позволили и людей обезопасить – все остались живы-здоровы, и возможные тяжёлые последствия в виде схода подвижного состава предотвратить.

– Ну вот, как говорится, в жизни всегда есть место подвигу, – отмечает начальник участка Андрей Блоха.

К слову, об участке, который контролирует ремонтно-восстановительная бригада (РВБ-14), возглавляемая старшим электромехаником РЦС-4 Николаем Горбачуком: он весьма протяжённый, меж двумя его крайними точками, Дабаном и Кироном, – почти 157 км. А личного состава – всего девять человек, так что берут не числом, а умением. И результат соответствующий: ни одного отказа технических средств по вине бригады за последние десять лет.

Что и говорить, хозяйство, находящееся под надёжным приглядом связистов, обширное, солидное, оно развёрнуто на десяти железнодорожных станциях и пяти тоннелях, в его составе более 40 радиостанций поездной радиосвязи, множество аппаратов станционной и технологической радиосвязи. Тем не менее участок, за который отвечает РВБ-14, уже сегодня полностью готов к работе в суровых зимних условиях севера.

Да, если оглянуться назад, посмотреть, так сказать, ретроспективу, то мы увидим ряд блестящих побед и трудовых свершений старшего электромеханика Николая Горбачука со товарищи. Так, в период с 2014 по 2016 годы проведены работы по замене девяти радиостанций типа РС46М на стационарные радиостанции нового поколения типа РС46МЦ на железнодорожном участке Дабан – Дзелинда, что привело к существенному улучшению качества радиосвязи на поездных диспетчерских кругах и снижению числа нарушений поездной радиосвязи на десять процентов.

В 2015–2018 годах при проведении капитального ремонта пути на участке Дзелинда – Нижнеангарск Николай Горбачук участвовал в подготовке и обеспечении сохранности кабельного хозяйства парковой связи громкоговорящего оповещения (ПСГО), что впоследствии самым благотворным образом сказалось на стабильной работе устройств.

За его плечами установка трёх комплектов ретрансляционного оборудования для улучшения поездной и маневровой радиосвязи в пределах станции Северобайкальск, активное участие в организации работ по обеспечению надёжности функционирования кабельного хозяйства в части разделения кабелей ПСГО, радиосвязи, электропитания и заземления на участке Дабан – Кирон, по монтажу передающих устройств зоновой радиосвязи на антенно-мачтовых сооружениях, в результате чего дальность полезного сигнала увеличилась на 28,3 %.

Также для приведения аппаратуры поездной радиосвязи в соответствие требованиям правил технической эксплуатации коллективом РВБ-14 недавно выполнен комплекс организационно-технических мероприятий по исключению перегонов Дзелинда – Кирон и Холодная – Кичера из перечня таковых, где установлен особый порядок взаимодействия машинистов, поездных диспетчеров и дежурных по станции. Иными словами, радиосвязь там стала в разы лучше, качественнее и надёжнее.

Недавно бригада, возглавляемая нашим героем, завершила работы по установке ретранслятора для работников эксплуатационного вагонного депо Северобайкальск (ВЧДЭ-12), что позволило обеспечить бесперебойную работу устройств радиосвязи в границах этого предприятия.

Заметим, что коллектив РВБ-14 в течение многих лет работает стабильно и добивается устойчивого роста производительности труда: в 2016-м этот показатель был выполнен на 104,1%, в 2017-м – на 105,3%, в 2018-м – на 108,1%. А состояние устройств связи всегда соответствует оценке «отлично».

Более 20 лет Николай Горбачук является общественным инспектором по безопасности движения поездов, он ежемесячно выявляет разного рода неисправности, угрожающие безопасности движения поездов и подаёт замечания в адрес смежных предприятий, а также принимает оперативные меры к их устранению. Так, в 2016 году он выявил 38 неисправностей, в 2017-м – 50, в 2018-м – 64. За последние три года он подал 16 рационализаторских предложений, направленных на обеспечение бесперебойной работы устройств радиосвязи и электропитания, экономический эффект от их внедрения составил 128,2 млн руб.

Среди наград Николая Горбачука – именные часы начальника дороги, медаль «40 лет БАМ», благодарность генерального директора Центральной станции связи.

С недавно присвоенным званием почётного радиста его тепло и сердечно поздравили супруга Инна Владимировна, воспитатель детсада «Аюна», и дети: Анна, студентка четвёртого курса СГУПСа, и Сергей, учащийся четвёртого класса лицея № 6.

Ну и, конечно, очень рады за него друзья и коллеги. В том числе – ближайший друг и сосед, бывший старший электромеханик СЦБ ШЧ-13, почётный работник ВСЖД, ныне пенсионер Владимир Бардаш (к слову, тоже герой одного из наших прежних очерков).

У них широкий круг общих интересов и одна на двоих пламенная страсть – рыбалка, летняя и зимняя. Два друга уже давно изучили и приметили все уловистые «харюзиные-ленковые» места обширной северо-восточной акватории Священного моря. И сейчас они с нетерпением ждут так называемую перволёдку, чтобы попытать рыбацкой удачи на просторах Байкальского сора, где в изобилии водятся окунь, щука, язь, налим и сорога…

Автор: Сергей Ринчинов