Без секундной заминки Восточно-Сибирский путь

Без секундной заминки

Вячеслав Шилов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный

Применив экстренное торможение, железнодорожник предотвратил затор на одном из самых проблемных мест Транссиба

Своими действиями машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Вячеслав Шилов и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Зима Алексей Леонов исключили вероятность развития возникшей нештатной ситуации.

Байкал, открывающийся взору с самой высокой точки горно-перевального участка Большой Луг – Слюдянка Транссибирской магистрали, может зачаровать кого угодно. Хорошо знаком с его притяжением и Вячеслав Шилов. Чтобы насладиться видами этого чуда природы, он десятки раз специально наведывался на его берега. Благо, жил неподалёку. Всё детство и юношеские годы у него прошли на станции Подкаменная, от которой до Байкала рукой подать.

Бывает Вячеслав рядом с озером и теперь. Как правило, в течение одной недели по нескольку раз. Правда, уже не в роли гостя или туриста. После получения прав машиниста электровоза водит он приписанные к оборотному депо станции Большой Луг электровозы «Ермак» по путям, в том числе расположенным в нескольких десятках метров от береговой линии Байкала.

Работа на этом участке, считающемся одним из самых насыщенных кривыми малого радиуса и затяжными подъёмами, не из простых. Из-за чего, собственно, как в восточном, так и западном направлениях при проводке поездов используется двойная тяга, с применением подталкивающего и ведущего электровозов. Водить здесь поезд – большое искусство. Особенно, если они тяжеловесные и длинносоставные.

– За плечами Вячеслава Аркадьевича на этом маршруте десятки тысяч километров. Водит он по нему составы уже 13 год. Безупречно. Всё, что вменено должностными обязанностями, выполняет на высоком уровне, – характеризует своего подчинённого машинист–инструктор локомотивных бригад депо Денис Петухов. – Добросовестно относится к регистрации в Книге замечаний машиниста нарушений технологических процессов, увиденных в пути следования, выполнению регламента переговоров, обращению с приборами безопасности. Работу выстраивает в полном соответствии с ПТЭ и должностными инструкциями.

А недавно на одной из рабочих встреч с локомотивными бригадами начальник ВСЖД Василий Фролов наградил Вячеслава Почётной грамотой с формулировкой «За проявленную бдительность при выполнении производственного задания». Основания для этой награды были весомые. Месяцем ранее Шилов и включённый в возглавляемую им локомотивную бригаду помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Зима Алексей Леонов предупредили аварию.

Случилось это в последний день августа на 5278 км Транссибирской магистрали.

– Моя бригада и машинист локомотива ВЛ-85, прицепленного вслед за нашим электровозом, обеспечивали проводку почти километровой длины поезда с контейнерами от Слюдянки до Большого Луга, – вспоминает Вячеслав Шилов. – Тронувшись в путь со станции Слюдянка-1, мы вытянули состав без каких-либо сложностей по крутому серпантину на верхнюю точку перевала. Миновали станцию Ангасолка. Следующие километры прошли в штатном режиме. Перед одним из подъёмов стали набирать скорость. И вот, когда она достигла 50 км в час, где-то в половине пятого дня, не доезжая до станции Андриановская, при входе в один из крутых виражей я был вынужден применить экстренное торможение.

– За мгновение до его начала мы почувствовали толчок. Словно наш поезд пыталась придержать неведомая сила, – вспоминает Алексей Леонов. – Когда состав прекратил движение, машинист распорядился произвести оценку ситуации. Сойдя с «Ермака» на полотно дороги, я ахнул. Обе рельсовые нити впереди нашего поезда отклонились от места своего крепления в сторону соседнего пути более чем на 100 мм. Причём колёсные пары электровозов, сопровождающих контейнеровоз, и его четыре вагона уже были на повреждённом участке. О чём и было доложено машинисту.

– С удовольствием отдаю должное ставшему тогда членом моей бригады Алексею Леонову за бдительность. О том, что мы входим в нештатную ситуацию, он понял с первой же секунды. На воздействие внешней силы на наш поезд реакция у него была мгновенная, – оценил навыки своего временного напарника Шилов. – А насколько тогда всё было сложно, можно судить потому, что мы тронулись только через 4 часа, после того, как прибывшая путейская бригада устранила неисправность...

Удостоился награды за грамотные действия в сложившейся обстановке и Алексей Леонов. Готовящемуся стать машинистом работнику ТЧЭ-3 начальник ВСЖД Василий Фролов вручил Благодарность.

То, что своей цели он достигнет и станет высококлассным профессионалом, в эксплуатационном локомотивном депо Зима не сомневаются. На предприятии Алексей шестой год. Как подчеркнул машинист-инструктор локомотивных бригад депо Дмитрий Кушнарев, трудится Алексей с полной отдачей. Обязателен, инициативен. Грамотно проявляет себя в каждой поездке. Эти качества демонстрирует и в нестандартных ситуациях. Однажды, он отличился при устранении неисправности в грузовом поезде более одного километра длиной, сделавшего не предусмотренную остановку на перегоне Черемхово – Забитуй. Как это бывает, неожиданно сработали тормоза в 16 вагоне с хвоста поезда. Выясняя по распоряжению машиниста причину неисправности, Алексей обследовал вагоны и выявил сорванную с крепления деталь тормозной магистрали. Чтобы поезд продолжил движение, он в одиночку сумел, используя захваченные с собой инструменты, отключить тормоза неисправного вагона от общей тормозной магистрали, затратив на операцию на 2 минуты меньше, чем положено по нормативу.

– Этот случай свидетельствует о том, что Алексей очень старательно относится к обучающемуся процессу в депо. Аналогичная ситуация у нас отрабатывалась за полторы недели до этого. И когда она воспроизвелась при движении поезда, Алексей действовал так, как положено по инструкции, – отметил Дмитрий Кушнарев.

– Осваивать профессию машиниста мне помогает Игорь Мартынов, который следовал в день выявления нашей бригадой неисправности пути вторым электровозом в составе поезда на участке Слюдянка-1 – Большой Луг, – благодарит своего наставника Алексей.

По словам Вячеслава Шилова, он до сих пор помнит и придерживается уроков, которые ему преподал учитель и наставник Александр Вагин, сейчас находящийся на заслуженном отдыхе. Его наказы по выполнению инструкций, отношению к работе с желанием и любовью до сих пор крепко сидят в голове.

Примечательно, что бдительность Шилова и Леонова отмечена именными часами начальника

Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.

Рассказывая о себе, они считают свой выбранный путь самым верным.

В жизни обыкновенные. Имеют свои пристрастия. Есть у них и хобби.

– Одной работой жить сложно, – говорит Вячеслав. – Чтобы разнообразить дни свободное время провожу на рыбалке. Река Олха недалеко от дома. Люблю пешие прогулки по таёжным тропам. На железную дорогу пришёл по велению души. Она – мечта моего детства. Даже делал сам паровозики. Мечта подкреплялась ближайшим окружением. Мама – строитель БАМ, родная тетя – дежурная по станции Подкаменная. На железную дорогу пошли и мои братья. Один работает бригадиром пути, второй – контролёром пути.

У Алексея тоже несколько увлечений. Свободное время посвящает тренажёрному залу и искусству рукоделия. После поездок с удовольствием берётся за вязальные спицы. Год назад неожиданно открыл в себе тягу к поэзии. С удовольствием знакомится с творчеством известных авторов. У самого тоже получаются стихи. Есть про любовь, школьные годы, о байкальской природе. Про железную дорогу и чувства, которые испытывает от поездок. А теперь появился повод писать и о том, насколько важно локомотивной бригаде во время поездок быть постоянно начеку.

Автор: Александр Иванов