Помог свой устав Призыв

Помог свой устав

Олег Чекулаев и Александр Романов, бригада эксплуатационного локомотивного депо Карталы

Бригада в составе машиниста Олега Чекулаева и помощника Александра Романова обнаружила излом рельса на перегоне

Олег Чекулаев и Александр Романов в основном водят пассажирские поезда. Но если возникает производственная необходимость, то их могут отправить и под «грузовик». Так и случилось в один из дней сентября.

Локомотивная бригада благополучно привела грузовой состав из Карталов в Тобол. А так как в обратном направлении поезда не было, им пришлось возвращаться резервом. В 4 часа 30 минут по московскому времени въехали на перегон Баталы – Зааятская. Было уже светло, видимость хорошая. Внимательно наблюдали за состоянием инфраструктуры. Вот впереди показалась сигнальная точка… Но на ней почему-то горел жёлтый сигнал. Это обстоятельство сразу же насторожило локомотивную бригаду. Машинист применил ступень торможения и снизил скорость. После того как они проехали точку, произошла смена сигналов локомотивного светофора с жёлтого на «КЖ».

– Дальше на пути следования была сигнальная точка №5. Она горела запрещающим красным, – продолжает восстанавливать картину происшествия Олег Чекулаев.

Машинист связался с дежурным по станции Зааятская. По полученной информации выходило, что на следующем блок-участке всё нормально, поезда на перегоне нет. Бригада сделала вывод, что проходной сигнал показывает ложную занятость. Дальше машинист действовал точно по инструкции. Применил служебное торможение и остановился на 77 километре пикет 8 у сигнальной точки с запрещающим показанием. Тут же доложил о ситуации дежурному по станции, а также поставил в известность локомотивные бригады попутного и встречного направления.

– Первое, что пришло в голову, – неисправность самой сигнальной точки. Но когда успокоились и начали перебирать варианты, то пришли к выводу, что всё-таки мы имеем дело с трещиной в рельсе, которая затаилась где-то впереди на перегоне. Дефект очень опасный и серьёзно угрожает движению поездов. Соответственно, наша задача – найти его во что бы то ни стало. Правда, раньше нам не доводилось попадать в такие ситуации. Но подобные случаи мы разбирали на технических занятиях. На этот счёт есть подробная инструкция, мы точно знали, что надо делать, – поясняет машинист.

После двухминутной паузы начали движение. Со скоростью 10 километров в час локомотивная бригада проследовала светофор с красным сигналом и одновременно внимательно следила за показанием локомотивной сигнализации. Ехали по перегону с особой бдительностью и с минимальной скоростью, тщательно осматривая путь в надежде увидеть причину ложной занятости. Машинист следил за правой нитью, а помощник наблюдал за левой.

– Отъехали от сигнальной точки метров триста. И тут запрещающий сигнал автоматической локомотивной сигнализации в кабине ­электровоза сменился на зелёный. Значит, восстановилось нормальное шунтирование рельсовой цепи. По всем приметам выходило, что где-то позади локомотива находится лопнувший рельс, – вступает в разговор помощник Александр Романов.

После этого машинист применил служебное торможение и опять вышел в эфир, предупредив об очередной остановке. Затем отправил помощника проверить состояние пути. Сначала Александр Романов осмотрел рельсы под локомотивом. Ничего подозрительного. Потом двинулся в противоположную сторону от электровоза. Отошёл примерно метров на пятьдесят и на левой нитке обнаружил излом. На глаз разрыв составлял около 30 мм. Он поспешил вернуться в кабину и обо всём доложил машинисту.

– Для верности я решил ещё и сам лично осмотреть опасное место. Излом произошёл точно по краю бетонной шпалы рядом с креплением, на котором видимых причин повреждений обнаружить не удалось. Меня очень насторожил вид самого дефекта. Края излома были настолько ровные, что невольно возникла мысль: а не распил ли это? Может, злоумышленники поработали? Поискал вокруг металлические опилки, но ничего похожего не увидел. Для наглядности сделал несколько снимков на телефон, – вспоминает Олег Чекулаев.

По возвращении в электровоз машинист официально доложил дежурному по станции Зааятская о находке и передал точные координаты: 76-й километр пикет 2. Перегон тут же был закрыт для движения. После этого россияне, не дожидаясь приезда казахских путейцев, с чувством выполненного долга отправились дальше и без происшествий приехали домой в Карталы. Всё, что с ними произошло, отразили в «Книге замечаний маши­ниста».

– Перед нами по этому участку прошёл тяжёлый состав, который вела карталинская бригада. Не заметить излом локомотивщики просто не могли. Похоже, что рельс лопнул непосредственно под поездом. Скорее всего, это произошло под хвостовой частью состава, и поэтому трещина не успела разрастись до критических размеров. Так что, проезжая по ней, мы и не услышали каких-то посторонних звуков, не почувствовали характерных толчков и ударов, – сделали предположение локомотивщики.

Карталинские локомотивные бригады всегда проявляют бдительность и в последние годы не раз находили трещины в рельсах. Но всё это происходило, как говорится, дома. А вот машинисту Олегу Чекулаеву и помощнику Александру Романову пришлось разруливать ситуацию, серьёзно угрожающую безопасности движения, аж за границей, непосредственно на территории соседнего государства, на железной дороге которого действуют свои правила и инструкции.

– Не знаю, как обязаны поступать в подобной ситуации казахстанские локомотивщики, но у нас на дороге на этот случай есть чёткая инструкция, разработанная несколько лет назад. Называется она «Красная точка». В этом документе детально расписано всё, что должна делать наша локомотивная бригада. Машинист Олег Чекулаев и помощник Александр Романов точно следовали её букве и в результате обнаружили опасный дефект. Говорят, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. К счастью, в данном случае всё произошло с точностью до наоборот. Наша инструкция ещё раз подтвердила свою эффективность, в том числе и за границей. Казахстанская сторона должна быть благодарна нашим машинистам за то, что они выявили излом и тем самым предотвратили тяжёлые по­следствия, – отмечает начальник эксплуатационного локомотивного депо Карталы Василий Адушев.

Олег Чекулаев и Александр Романов далеко не новички в поездной работе. У каждого из них за плечами солидный стаж. Машинист пришёл в локомотивное депо в 1988 году, а его помощник двумя годами позже. Вместе ездят больше десяти лет. За эти годы всякое случалось, однако вот изломов им выявлять не доводилось. Но тем не менее локомотивная бригада оказалась на высоте и, находясь за границей, не посрамила чести российских железнодорожников. За проявленную бдительность машинист и помощник поощрены руководством депо денежной премией.

Автор: Вячеслав Чеботько