По системе «красной точки» Уральская магистраль

По системе «красной точки»

Эдуард Нагимов, машинист электровоза

Точное знание профессиональных обязанностей позволяет локомотивщикам эффективно устранять угрозу безопасности движения поездов

В последнюю неделю сентября две локомотивные бригады структурных подразделений Свердловской дирекции тяги в экстренной ситуации продемонстрировали высокий уровень профессионального мастерства. Каждая на своём маршруте правильно оценила возможные последствия из-за обнаруженных дефектов пути – изломов рельсов – и приняла верное решение по обеспечению графика.

За проявленную бдительность и предпринятые оперативные действия отличившимся работникам эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный – машинисту электровоза Эдуарду Нагимову, помощнику Сергею Кашину и их коллегам из эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский – машинисту электровоза Алексею Дегтярёву и помощнику Серику Дутбаеву объявили благодарность начальника СвЖД.


Опыт не всегда приходит только с годами

Первый случай произошёл 23 сентября. Явка бригады Эдуарда Нагимова и Сергея Кашина была назначена на полночь. Они выехали на линию с нечётным поездом № 2545. Их локомотив 2ЭС6 вёл грузовой состав весом 2892 тонны. Во втором часу ночи, следуя по перегону Грязновская – Шипелово, машинист видел, как проходной сигнал на светофорах последовательно менялся и на 1886-м км установился запрещающий красный. Это говорило о том, что впереди стоял поезд.

– Остановив состав, я связался по рации с дежурным по станции Шипелово и сделал запрос о свободном блок-участке и поездной обстановке на перегоне, – рассказал Эдуард Альбертович. – Получил ответ, что никакого поезда нет и путь свободен для движения. Я понял, что это была ситуация «красной точки». В соответствии с инструкцией выбрал режим движения со скоростью 5 км/ч.

При этом из кабины оба внимательно всматривались в путь, пытаясь разглядеть дефект, ставший причиной красного сигнала светофора. Помощник подсвечивал фонарём. Примерно за пять метров до прохождения первого пикета 1886-го км машинист увидел излом рельса. Немедленно остановили поезд. Вышли, осмотрели рельсы, убедились в наличии трещины и разрыва контакта.

– Я тут же сообщил дежурному по станции Шипелово, что на пути выявлен разрыв рельсовой нити с левой стороны по ходу движения, – вспоминает Эдуард Нагимов. – Доложил, что дальше поезду двигаться нельзя. В соответствии с системой информации «красная точка» машинист обязан вызвать мастера или бригадира пути через дежурного по станции. Было около трёх часов ночи.

Бригада Баженовской дистанции пути прибыла оперативно. Быстро поставили накладки, восстановили соединение.

– После устранения неисправности загорелся зелёный сигнал светофора и мы получили разрешение от заместителя начальника дистанции пути на отправление поезда, – добавляет Эдуард Альбертович.

Проехав дефектный участок, состав вышел на установленный режим движения.

– Локомотивная бригада в данной ситуации всё сделала правильно, – пояснил машинист-инструктор депо Кирилл Ануфриев. – Этому способствует и регулярная отработка положения инструкции на такой случай во время занятий.

Коллеги отмечают, что Эдуард Нагимов действовал как бывалый работник. При этом обкатался на машиниста электровоза всего полгода назад. Водить поезда он мечтал с детства. И даже в армии служил в железнодорожных войсках. После демобилизации по совету друга пошёл на курсы помощников машиниста электровоза в эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Сортировочный. С окончанием учёбы ему удалось воплотить мечту. Дома Эдуарда из очередного рейса ждут жена, двое детей. Сыну девять лет, дочке только что исполнилось пять. Они гордятся тем, что папа водит поезда.


Первая совместная поездка – и сразу награда

Бригада эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский 25 сентября впервые собралась в таком составе: машинист электровоза Алексей Дегтярёв и помощник Серик Дутбаев.

– У каждого моего наставника-машиниста свой почерк, присущая только ему манера ведения поезда, – рассуждает Серик Асылханович. – В пример приведу Александра Гилёва, Андрея Мерзакаева – у обоих стаж работы на транспорте составляет четверть века, а также машиниста-инструктора Александра Леонтьева. Стараюсь перенять из их опыта самые важные качества: действовать высокопрофессионально, уметь сохранять хладнокровие в нештатных ситуациях.

Именно в этой поездке такая возможность помощнику и представилась.

– От станции Екатеринбург-Пассажирский мы отправились примерно в половине шестого утра – из-за того, что поезд на станцию пришёл с опозданием, – вспоминает Серик Дутбаев. – Наш 110-й следовал по маршруту до Тюмени. В голове состава находились два локомотива ЭП2К, один из которых транспортировался «пересылкой», был в холодном состоянии. Поезд из 12 вагонов общим весом 990 тонн имел 60 осей.

Следуя по перегону Кармак – Подъём, поезд остановился на запрещающий сигнал светофора. Дежурный по станции Кармак в ответ на запрос машиниста сообщила, что перегон свободен. Дальнейшее движение поезда возможно было только в соответствии с требованиями системы информирования «красная точка». Что бригада и начала выполнять. Около девяти утра на 2114-м км появился код «зелёного огня».

– В соответствии с положением о работе по системе «красная точка» если машинист не знает, находится ли впереди на блок-участке поезд, то он должен после остановки своего локомотива отпустить автотормоза, – отметил Алексей Дегтярёв. – Если за это время не появится разрешающее показание, то нужно проследовать светофор со скоростью не более 20 км/ч, с особой бдительностью. Необходимо быть готовыми немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. Все эти действия мы выполнили.

В девять утра они становили состав, чтобы обследовать рельсовую цепь на 2114-м км. При осмотре машинист обнаружил излом рельса под вторым вагоном. Сообщил об этом по поездной радиосвязи дежурному по станции. На линию оперативно прибыл дорожный мастер Тюменской дистанции пути Максим Соколов. Это было уже в половине десятого утра. Мастер отметил данное место в бланке предупреждения формы ДУ-61, указав километр, пикет, номер опоры контактной сети – для проведения здесь ремонтных работ. После осмотра дал разрешение бригаде на дальнейшее следование поезда со скоростью 5 км/ч. Их поезд отправился после сокращённого опробования тормозов. На станцию Тюмень он прибыл с опозданием на 47 минут.

Действия локомотивной бригады были оценены руководством депо как правильные и своевременные.

По информации и. о. председателя «первички» Свердловской дирекции тяги Евгения Бачурина, во всех депо регулярно проводятся технические занятия, на которых изучаются действия работников локомотивных бригад в нештатных ситуациях по устранению угрозы безопасного движения поездов. Полученные знания помогают машинистам и их помощникам принимать взвешенные решения в каждой конкретной ситуации. Что и продемонстрировали бригады, удостоенные благодарности начальника дороги.

Автор: Владимир Андреев