Без права на ошибку Волжская магистраль

Без права на ошибку

Юрий Крылов, машинист моторвагонного депо Горький-Московский Горьковской дирекции мотор­вагонного подвижного состава

Юрий Крылов награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет».

Машинист моторвагонного депо Горький-Московский Горьковской дирекции мотор­вагонного подвижного состава Юрий Крылов в октябре был награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет».

Поздним вечером локомотивная бригада привела электропоезд из Нижнего Новгорода на конечную станцию Гороховец. Перед положенным отдыхом Юрий Крылов с помощником отправились на осмотр вагонов.

Вроде бы что увидишь в темноте с фонариком, тем более что во время рейса ничто не насторожило. Но под вагоном в середине состава Крылов заметил, что одна из деталей оборудования отбросила от луча света какую-то неправильную тень.

Остановились, внимательно пригляделись, потрогали. Стало ясно: разрушен подшипник редуктора. С такой неисправностью отправляться утром в рейс нельзя.

Видимо, дефект образовался уже на подходе к конечной станции: сам редуктор не был горячим, поэтому в пути приборы ПОНАБ не заметили неисправность. Получается, ответственный и внимательный человек надёжнее техники.

Юрий Крылов сразу позвонил дежурному по депо. На­утро, когда бригада проснулась, «больным» вагоном уже занимался приехавший из депо слесарь, а в Гороховец прибыл другой состав, чтобы отвезти пассажиров. Ранний поезд, на котором на заводы Дзержинска и Нижнего Новгорода едут целые смены рабочих, отправился по расписанию.

Этот случай произошёл несколько лет назад, но в памяти Юрия Крылова десятки подобных ситуаций, когда от внимания и профессионализма машиниста зависело очень многое: ошибись он – и могло остановиться движение на магистрали, сотни людей не приехали бы вовремя туда, куда спешили.

«Профессия научила ответственности, самодисциплине, постоянно контролировать всё, что от тебя зависит. Это уже образ жизни с тех самых пор, как в 1985 году я окончил железнодорожное училище и стал помощником машиниста», – говорит Юрий Крылов.

В его роду нет железнодорожников. Но именно от родных он получил совет: если есть здоровье, иди в машинисты – профессия уважаемая, зарплата достойная, только старайся.

Умения и характер Юрия Крылова в депо оценили по достоинству и уже вскоре поставили перед помощником машиниста сложную задачу. В 1980-х годах в пиковые часы между Дзержинском и Горьким впервые запустили 20-вагонные электрички. В них ехали до 4 тыс. человек. Вели сдвоенный поезд двое машинистов и один помощник с правом управления – он следил в пути за оборудованием двух составов. Крылов и был одним из таких помощников.

В 1993 году Юрий Крылов стал машинистом. Ему доставались самые непростые маршруты. Водил электричку из Нижнего Новгорода в Казань, когда действовала эта линия, а это больше 500 км за семь часов.

Чтобы поезд не выбился из графика, его надо было держать близко к максимально разрешённой на участке скорости. При этом превышение даже на 2 км/ч недопустимо и строго наказывалось.

«Но ведь я везу пассажиров. И думаю о них, – говорит Юрий Крылов. – Представьте: пора трогаться, а к платформе бежит пожилая женщина. Как быть? Прикидываю: задержусь на полминуты – она успеет сесть в поезд, а я уж как-нибудь сумею нагнать график».

Крылов может вспомнить массу ситуаций, когда выручал пассажиров. Люди забывали в вагоне ценные или важные для них вещи. Машинист с помощником, обнаружив забытое на конечной станции, думали, как вернуть это хозяевам.

Случалось и вызывать скорую помощь, прикидывать, к какой станции сможет быстрее прибыть машина с медиками.

Бывало, пассажиры сами создавали проблемы. Как-то в поезде, которым управлял машинист, случилось возгорание. Обнаружилось это уже на вокзале, когда все из вагонов вышли, но огонь попал в воздуховод и мог наделать бед.

Заметив дым, бригада действовала чётко: помощник огнетушителем погасил пламя, а машинист расцепил поезд, чтобы огонь не перебросился на соседние вагоны.

А однажды Юрий Крылов предотвратил тяжёлое происшествие, которое могло случиться из-за встречного поезда. Он вёл электричку в Гороховец.

Возле станции Ильино в кривой показался грузовой поезд, который вёз на платформах автобусы-«гармошки». Один из них был явно не в габаритах.

Машинист немедленно связался с дежурным по станции, грузовой остановили и убедились: Крылову не показалось – автобус в самом деле опасно сдвинулся в сторону.

Наград у Юрия Крылова немного. Есть среди них часы от начальника Горьковского отделения ГЖД.

А о полученном в октябре почётном знаке машинист говорит: «Нет, абсолютно безупречной я бы свою работу не назвал. Замечания были, хоть и не самые серьёзные. Но их, наверное, не бывает только у тех, кто ничего не делает. А я старался и стараюсь».

И не меньше, чем этой наградой, дорожит он случаями, когда на конечной станции подходил к кабине кто-то из пассажиров, чаще из немолодых женщин, и говорил: «Спасибо тебе, хорошо довёз. Вот возьми-ка яблочки из моего сада».

Автор: Николай Морохин