Железная октава Куйбышевский железнодорожник

Железная октава

Денис Бородков, осмотрщик-ремонтник вагонов

Осмотрщик-ремонтник вагонов из Круглого Поля Денис Бородков предотвратил возможное крушение грузового состава

В тот день, 5 марта, Денис Бородков, как обычно, заступил на дежурство. Получил от оператора распоряжение о наличии поездов в парке станции Ульяновск-Центральный и приступил к осмотру грузового поезда со сборным составом, прибывшего на 10-й путь.

«Осматривали состав на выявление технических неисправностей вдвоём с напарником Андреем Петровым, – рассказывает Денис. – Мне привычней работать с противоположной стороны от вокзала, поэтому зашёл на свою линию. Во время простукивания колёсной пары в одном из вагонов обратил внимание на дребезжащий звук и сразу понял, здесь что-то не в порядке. Стал внимательно осматривать колесо, тем более оно было с тонким ободком – на такой тип колёс всегда обращаю особое внимание. Достал фонарик, и луч света выхватил на поверхности катания поперечную трещину. Доложил по рации о своём подозрении оператору, вагон немедленно отцепили. Впоследствии дефектоскопист подтвердил образовавшийся на колесе серьёзный дефект».

Бдительность осмотрщика-ремонтника вагонов помогла предотвратить возможный сход грузового состава в пути его дальнейшего следования. Тем более вагон был гружёный, и нагрузка на колёсную пару была огромная.

«При наличии трещин звук глухой, дребезжащий, быстро затухающий, нет чёткой отдачи молотка, он как бы прилипает к колесу, – объясняет Денис. – Если же всё в порядке – молоток легко и часто подпрыгивает, а звук звонкий и чистый».

Денис Бородков в депо – один из лидеров по обнаружению трудновыявляемых дефектов. Исключительная внимательность осмотрщика позволила выявить такой же дефект и в прошлом году. За проявленный профессионализм, предотвращение угрозы безопасности движения Денис представлен к денежной премии.

«Денис Бородков – высококвалифицированный специалист, обладающий практическим опытом, дисциплинированный работник, постоянно повышающий свою квалификацию, – говорит начальник ПТО вагонов станции Ульяновск-Центральный Юрий Семёнов. – За период его работы в депо не было допущено ни одного случая отцепа вагонов в пути следования».

На железную дорогу наш герой рубрики «Доска Почёта» пришёл по стопам отца и старшего брата Олега, которые работали крановщиками. А вообще в семье Бородковых воспитывались четыре брата, которые выбрали в жизни разные профессии.

В 2000 году Денис поступил в Ульяновский техникум железнодорожного транспорта. Проходил практику на станциях Ульяновск-1, Ульяновск-Центральный. После окончания техникума его сразу забрали в армию. После «срочной», в 2006 году устроился осмотрщиком-ремонтником вагонов в пассажирский парк станции Ульяновск-Центральный.

«Поначалу присутствовало волнение, когда выходил к поездам, – признаётся железнодорожник. – Чувствовалась высокая ответственность, ведь малейшая ошибка в нашей работе может привести к серьёзным последствиям. Мне повезло, что до армии я успел уже пройти хорошую практику на станциях. Моё мнение такое: чтобы научиться хорошо работать осмотрщиком-ремонтником вагонов, нужно много практиковаться, сама работа очень отличается от теории, которую дают во время учёбы. Наставник у меня был замечательный – вагонник с большим опытом Владимир Немов. Я научился у него самому процессу работы с вагонами, применению знаний на практике».

За 14 лет работы в депо Денис Викторович научился многим тонкостям профессии, хотя считает, что особых секретов при осмотре вагонов нет.

«Выхожу для осмотра, как и все, со специально приготовленной сумкой осмотрщика, стандартным набором инструментов. Большую часть времени мне приходится работать с абсолютным шаблоном – он универсален: замеряю им и толщину гребня, величину проката по кругу катания колеса, а также возможные «ползуны», «навары» колеса», – делится секретами Денис Бородков.

А ещё, как подмечает осмотрщик, очень важен в этой профессии абсолютный слух, который тоже вырабатывается годами. По звуку определяют, насколько серьёзны повреждения, и какие именно имеются.

«К примеру, дребезжащих звуков при простукивании молотком очень много, – продолжает рассказ наш собеседник. – Бывают они разных тонов, как у музыкантов. Есть пустой, полуглухой, двойной звук. Их нельзя даже описать. Это как октава в музыке – повторение одного звука на разной высоте. В первые годы работы, признаюсь, я даже не знал, как правильно определять неисправность вагона по звуку, и только с опытом поднаторел в этом вопросе».

При осмотре вагонов Денис Бородков обращает внимание буквально на каждый узел вагона, но больше всего – на его ходовую часть, так как в последнее время наблюдается тенденция поломок боковых рам, колёсных пар, осей. Да и на заводах литьё всех этих частей вагона не всегда соответствует качеству.

«Помимо острого зрения и слуха у осмотрщика должна быть отличная память, чтобы запомнить все параметры узлов и аппаратов вагона, – говорит Денис. – Мало наблюдательности, нужны технические знания устройства вагона, потому что приходится выявлять много неисправностей, которые не влияют напрямую на безопасность движения поездов, но препятствуют их хорошему ходу».

Наблюдая за работой осмотрщика-ремонтника вагонов, не перестаёшь удивляться уникальности и необычности этой профессии. Мы все время от времени проходим медосмотр в поликлинике. Нас прослушивают, простукивают и ставят диагноз. Денис Бородков делает то же самое, но только для вагонов. От него зависит: поедут ли они дальше или останутся на ремонте.

Автор: Александр Савенков