Волжская магистраль

Секрет красного огня

Денис Королёв и Евгений Фырнин, машинист электровоза и помощник машиниста пункта подмены локомотивных бригад Сергач эксплуатационного локомотивного депо Муром

Слаженные действия локомотивной бригады помогли избежать схода вагонов

Денис Королёв (слева) и Евгений Фырнин.jpg

Как находить общий язык с напарником? «С такими, как Евгений работать всегда легко. Он знает своё дело «от и до», профессионал, ему и указаний давать не нужно». «Для меня самое главное в деловых отношениях – понимать друг друга с полуслова». И машинист Денис Королёв, и помощник машиниста Евгений Фырнин подходят к работе с одинаковой ответственностью и даже педантичностью. Главное для локомотивной бригады – следовать букве инструкций.

Именно этот принцип им и помог в ту ночь на 28 января избежать схода вагонов грузового поезда и обнаружить излом рельса. В тот рейс Денис и Евгений оказались в одной связке, потому что неожиданно заболел прикреплённый к Денису помощник. Но для обоих такой неожиданный поворот не стал испытанием, ведь каждый из них привык опираться в деле не на приятельские отношения, а исключительно на профессионализм.


Сигнальная точка

«Две минуты, 34 секунды», – машинист электровоза Денис Королёв заметил точное время, за которое помощник успел осмотреть рельсовое полотно и вернуться назад. Евгений забрался в кабину, щёлкнул выключателем фонарика и констатировал:

– Рельс разорвало, наверное, от перепада температур. Трещина порядка полутора сантиметров.

Механический голос диспетчера отчеканивал в рацию распоряжения. Теперь остаётся дождаться дорожного мастера и его заключения. Затем можно будет двинуться с разрешённой скоростью дальше, с каждым часом приближаясь к конечной станции Сергач и дому.

В ночь 28 января как раз ударил первый за эту аномально тёплую зиму морозец. Никаких осадков, видимость прекрасная. Грузовой поезд № 3443 под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Муром следовал по перегону Канаш – Вурнары, когда зажёгся жёлтый сигнал светофора при фактически свободном пути. Денис Королёв насторожился: «Впереди поездов быть не должно, значит, есть какой-то сбой в работе СЦБ»... Следующая сигнальная точка горела красным, утверждая машиниста в возникшей мысли. Диспетчер подтвердила:

– Поездов впереди не имеется!

Тогда, следуя инструкции, опытная бригада разогнала машину только до 20 км/ч, готовая, если встретится препятствие, тут же остановить состав. И ехали так, пока локомотивный светофор в кабине не загорелся зелёным, оповещая о том, что локомотив снова принимает с рельсовой цепи коды АЛСН. Денис Королёв и Евгений Фырнин знали: это и есть тот самый момент, когда следует остановить поезд и проверить рельсовое полотно на наличие неисправности. А искать нужно на отрезке пути от сигнальной точки с запрещающими показаниями до места, где локомотивный светофор сменил красный огонь на зелёный. Но много времени на поиски не потребовалось. Место излома рельса обнаружилось под первым же вагоном.

Впоследствии бдительную локомотивную бригаду не забыли, отметили почётными нагрудными знаками «За безопасность движения на Горьковской железной дороге».

– Мы действовали чётко по инструкции, вот и всё, – рассуждает сегодня Денис Королёв. – Такой случай со мной произошёл в первый раз, но на технической учёбе постоянно отрабатываем свои действия в нестандартных ситуациях, поэтому я не волновался. Сделал то, что должен был. Когда получал награду из рук начальника дороги, то испытал чувство добросовестно выполненной работы.

– Молодцы они! – подтверждает машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Муром Александр Мухранов. – Полностью справляются со своими должностными обязанностями, замечаний нет, ответственные оба. Это работники, на которых можно смело положиться.


На одном пути

Евгения Фырнина на магистраль привела судьба, не иначе. Пошёл учиться на тракториста, а вышел из стен учебного заведения с корочками помощника машиниста, поддавшись агитации руководителя «железнодорожной» группы.

– Так и выучился на помощника машиниста, но всё равно не думал, что жизнь свяжу с «железкой». А пришёл после армии и остался. В 90-е годы в стране началась разруха, закрывались многие предприятия. Меня выручила магистраль, – признаётся Евгений.

И хотя труд на железной дороге тяжёлый и требующий большой самоотдачи, сожалений нет. Легко ведь где? Где нас нет! Да и по уровню заработной платы в Сергаче такую работу ещё поискать. Так и стали для Евгения узкие кабины грузовых поездов и убегающая вдаль стальная колея неотъемлемыми пазлами картины жизни. Закроешь глаза – и до самого последнего путевого светофора мысленно представляешь маршруты Сергач – Вековка, Сергач – Юдино, Сергач – Нижний Новгород...

– Какие истории рассказать? – недоумевает на мою просьбу Евгений. – Трудился как все, рядовые какие-то неисправности локомотива устраняли как положено. Несознательных граждан только много у нас. Перебегают перед самым носом поезда, лень подождать две–три минуты. Не задумываются, что рискуют своей жизнью. И обидно, что чуть ли не каждую поездку такое бывает. Конечно, хочется многое высказать в лицо таким смельчакам. Ведь в случае чего и локомотивная бригада пострадает, нам перед законом оправдываться...

Наболевшую тему подхватывает и Денис Королёв, отдавший дороге 15 лет:

– Ситуаций много всяких, недавно вот корову сбили. Вообще довольно часто домашний скот оставляют без присмотра, на свободном выпасе, не учитывая, что рядом проходит магистраль. Знаете, как жалко животных! А когда люди? Это уже настоящая трагедия.

Так, однажды буквально из-под локомотива успел вытащить человека один товарищ. Случилось это на станции Навашино. Торопыг и охотников броситься идущему поезду наперерез, к сожалению, всегда в достатке. На глазах у ошеломлённого машиниста, ведущего грузовой, вдруг сорвался с платформы мужчина и понёсся прямо через пути. И не повезло – споткнулся, упал, сильно ударился и, видимо, самостоятельно уже подняться не мог. Естественно, Денис Королёв к тому моменту уже начал торможение состава. Только поезд – не автомобиль, и тормозной путь у него немаленький. Если бы только вовремя не подоспел человек, не вытянул его с пути, то трагедии не избежать.

– Злость приходит потом, а сначала охватывает чувство неотвратимой беды. Ты никак не можешь повлиять на ситуацию: что бы ты ни сделал, смерть приближается. Вот что самое страшное, – признаётся машинист.

Поэтому-то и для машиниста, и для его помощника самый важный принцип – все свои действия сверять, как с часами, с чувством ответственности. А ещё необходимо владеть собой в экстренных ситуациях, быть стрессоустойчивым, готовым действовать чётко и быстро, ведь от этого может зависеть и сохранность груза, и даже чьи-то жизни.
Автор: Алёна Зудина