Осмотр с пристрастием Северная магистраль

Осмотр с пристрастием

Андрей Никонов и Олег Мартынчук, осмотрщики-ремонтники вагонов пункта опробования тормозов грузовых и пассажирских поездов Малошуйка эксплуатационного вагонного депо Исакогорка Северной дирекции инфраструктуры

Осмотрщики-ремонтники выявили опасные дефекты вагонов

Осмотрщики-ремонтники вагонов пункта опробования тормозов грузовых и пассажирских поездов (ПОТ) Малошуйка эксплуатационного вагонного депо Исакогорка Северной дирекции инфраструктуры Андрей Никонов и Олег Мартынчук с разницей в один день выявили в феврале опасные дефекты, чреватые серьёзными последствиями.

Посёлок Малошуйка – настоящий медвежий угол: вокруг непроходимые леса, на окраины, бывает, забредают хозяева тайги. При этом станция Малошуйка самая крупная на перегоне Обозерская – Беломорск, это северо-западные ворота СЖД.

Около четырёх часов утра 4 февраля, когда зимняя тьма особенно густа, а организм требует сна и отдыха, Андрей Никонов с коллегами начал очередной осмотр прибывшего на станцию грузового поезда Сольвычегодск – Беломорск. Как положено по регламенту работы с транзитными поездами, опробовали тормоза у двух головных и двух хвостовых вагонов, и Андрей Никонов пошёл вдоль состава. Хотя полный осмотр проходящих поездов в регламент не входит, но он тем не менее внимательно всматривался в каждую колёсную пару и не мог не заметить вспучившуюся смотровую крышку буксового узла колёсной пары одного из вагонов. Обстучал – узел отозвался дребезжащим звуком. Когда осмотрщик-ремонтник снял крышку, в руки посыпались подшипники: гайка крепления полностью разрушилась. Андрей уверен, что до схода вагон в таком состоянии мог пройти 2–3 км, не больше.

Он вызвал старшего смены, вагон отправили в текущий отцепочный ремонт. Разрушение торцевого крепления колёсной пары встречается нечасто, но у Андрея Никонова такой дефект стал третьим за 15 лет работы в Малошуйке.

Следующей ночью разрушение буксового узла колёсной пары обнаружил коллега Андрея Олег Мартынчук. Около часа пополуночи он осматривал поезд из Оленегорска в Череповец. «Времени на осмотр транзитного поезда порой бывает очень мало, иногда меньше 10 минут», – говорит он. Но профессионалу и этих минут достаточно. Проходя вдоль состава, Олег Мартынчук обнаружил в его середине разрушенное торцевое крепление. Подшипники держались на честном слове, были готовы вывалиться на первой же стрелке. До ближайшего пункта техобслуживания на станции Обозерская в 260 км от Малошуйки поезд с таким вагоном мог бы не дойти.

Андрей Никонов родился и прожил в Малошуйке всю жизнь, не считая службы в армии. На пункте опробования тормозов трудится почти 15 лет, имеет пятый квалификационный разряд. «Работа осмотрщиком-ремонтником не для белоручек, она тяжёлая и физически, и психологически: зимой – снег, метели, морозы, летом – жара, мошкара, но меня устраивает, – говорит он. – Хотя и устаёшь, понимание важности твоего дела перевешивает все трудности. Да и интересно бывает порой: как-то прямо на пункт приходил медведь водички попить, часто лис с рук кормим».

Стаж у Олега меньше, чем у Андрея, – семь лет, но за эти годы и он стал мастером своего дела. Такой серьёзный дефект выявил впервые. Тоже уроженец Малошуйки, Олег окончил Ярославский химико-механический техникум, получил диплом специалиста по IT-технологиям, но вернулся на родину и продолжил династию железнодорожников: его бабушка трудилась осмотрщиком-ремонтником вагонов, отец водил поезда.

За профессионализм и бдительность Андрей Никонов и Олег Мартынчук удостоились благодарности начальника Северной дирекции инфраструктуры и материального поощрения.

Автор: Владимир Савичев