На страже безопасности Октябрьская магистраль

На страже безопасности

Алексей Серов, оператор дефектоскопной тележки Мурманской дистанции пути (ПЧ42)

Алексей Серов стал одним из победителей проекта «Вектор безопасности»

В октябре прошлого года операторы дефектоскопной тележки Алексей Серов и Николай Туинов и их сопровождающий мастер-бригадир Евгений Царевский предотвратили хищение материалов верхнего строения пути в Мурманской дистанции пути (ПЧ42).

Алексей Серов работает дефектоскопистом в Мурманской дистанции 17 лет. В тот обычный осенний день, около полудня, Алексей шёл по второму главному пути пятикилометрового перегона Апатиты – Апатиты-1, привычно толкая перед собой тележку. Тут железнодорожники заметили вдали человеческие фигуры – под чьими-то ногами зашуршал щебень. Подойдя ближе, они увидели открученные стыковые накладки Р-65, стыковые болты и гайки. Видимо, злоумышленники пытались их украсть, но, увидев путейцев, испугались и убежали, бросив свою добычу. Железнодорожники тут же позвонили дежурному по станции Апатиты-1, что была в двух километрах. Перегон закрыли, поезда не пускали. Приехала ремонтная бригада и оперативно всё починила. Ремонт занял не более двадцати минут, к счастью, рядом были подъезды автодорог. «Наши товарищи привезли накладки, установили их, а мы пошли дальше – у нас по регламенту работа».

Норма для дефектоскописта – восемь километров в день. «Наш участок – от Грузового парка до шестого пикета первого километра Апатиты-1. Иногда плановым заданием предусматривается и три километра, что хорошо в наши полярные зимы, – добавляет Алексей. – Мы с Николаем меняемся: километр – я, километр – он».

Сейчас на главном ходу дефектоскопия проводится вагонами-измерителями, а специалисты участка дефектоскопии проверяют малодеятельные участки. И вот совпадение – в тот день бригада шла по перегону, где воры готовились совершить хищение. Каждая накладка весит килограммов двадцать. Никаких тележек или сумок у воров с собой не было. Видимо, собирались унести накладки в руках, а гайки и болты по карманам растолкать.

Таких воришек, сдающих металл, путейцы называют металлистами. В Апатитах есть несколько пунктов приёма, однако злоумышленники не учли, что железнодорожный металл не принимается, так как его кража – уголовное преступление. Конечно, они могли планировать сдать добычу «своему» человеку, но вырученная сумма не была бы велика.

Поймали злоумышленников или нет, Алексей не знает. «Поимка воров – дело транспортной полиции, – говорит он. – Раньше украсть проще было. Воровали прямо со склада, где лежат рельсы, накладки, подкладки. Сейчас кражи – совсем редкий случай, потому что и охрана надёжно организована, и воры наказаний бояться стали больше».

Казалось бы, мелочь, накладка. Однако отсутствие этой небольшой детали могло бы обернуться сходом поезда. Хорошо, что на том участке поезда ездят с небольшой скоростью. Однако путь там лежит на деревянном основании, и без накладок «рельсы могут кантонуться, то есть завалиться набок», – поясняет Алексей.

Своё поведение тогда, на перегоне, Алексей геройскими не считает, просто пожимает плечами, мол, «действия железнодорожников предписаны ПТЭ, мы просто действовали по инструкции».

«Молодец, что отреагировал, не испугался, – говорит начальник цеха дефектоскопии ПЧ-42 Эдуард Лобанов. – А ведь на самом деле, страшно – мало ли, воры могли отпор дать. Такие хулиганы, готовые под угрозу человеческие жизни поставить, часто бывают неадекватными. И повести себя здесь можно было бы и по-другому, сделать вид, что ничего не произошло. Вообще, путейцы находятся на передовой обеспечения безопасности движения поездов. Они отвечают за защищённость пути, его целостность».

Сам Эдуард не представляет, как можно взять что-то чужое. Удивляется, дескать, «очевидно ведь, что рельсы не просто так лежат, чтобы их любой желающий мог взять! Кражу материалов верхнего строения пути вообще можно воспринимать как диверсию, ведь могло бы произойти непоправимое».

Ещё лет тридцать назад большинство населённых пунктов вдоль пути на полигоне Мурманской дистанции опустело, люди уехали в крупные города, остались только железнодорожники. Они и следят за порядком, не дают произойти плохому. Усилился контроль, воры не рискуют здесь промышлять. И вот надо же… Так что расслабляться не приходится. «Алексей – грамотный специалист, принципиальный и ответственный, – продолжает Эдуард. – А скромный, потому что все железнодорожники такие. Герои языком не чешут, а спокойно выполняют работу и не рассказывают о своих подвигах. Приходится клещами из них всё вытягивать».

К каждой ситуации, житейской или рабочей, Алексей относится с выдержкой, спокойствием. Главной опорой в своей работе и при принятии решений Алексей считает технические документы и инструкции. «Не было такого, чтобы я действовал без опоры на регламент».

Железнодорожникам приходится полагаться только на себя. Если бы воры не убежали, а атаковали, путейцам пришлось бы защищаться. «Оружия нам не выдают, – смеётся Алексей. – Рассчитывать можно только на собственные силы. Я же не один был, справились бы как-нибудь».

Дефектоскописты не работают в одиночку. Нужно быть предельно внимательным, чтобы заметить малейшие неполадки пути, зрение и слух полностью направляя на рельсы и то, что внутри них. А вот сигналисты превращаются в зрение и слух дефектоскопистов.

Сложной свою профессию Алексей не считает, потому что знает и любит своё дело. Уверен: «каждый может отучиться и работать, – дело практики. Женщины раньше операторами тележек тоже ходили, но сейчас таких уже нет – тележка-то килограммов 70 весит!».

В коллективе цеха дефектоскопии все друг друга знают, поддерживают дружеские отношения, и если среди коллег случается небольшой разлад, на эффективности труда он никак не сказывается. Плохая погода работе тоже не помеха. «А что на погоду внимание-то обращать? Это железная дорога, не нравится что-то – сиди дома», – уверен Алексей.

Своими переживаниями Алексей ни с кем не делится, работу ни дома, ни с друзьями не обсуждает. «Да и особенные поводы для переживаний у нас возникают не часто, – как правило, работаем в штатном режиме. Даже морозы за –30°C в течение двух недель – и то нормально. Одно слово – Север!», – улыбается он.

Автор: Ольга Беляева