Стабильность – признак мастерства Вперёд

Стабильность – признак мастерства

Вячеслав Николаенко, мастер эксплуатационного вагонного депо Лиски

Юговосточник Вячеслав Николаенко третий раз назван лучшим мастером-вагонником

Почётное звание железнодорожник получил по итогам работы смены за 2019 год.

– Если бы мне довелось родиться в семье сельского механизатора, я точно бы пошёл по стопам отца – родительский пример и авторитет, что бы там ни говорили, в сельских семьях всегда был непререкаем, – говорит Вячеслав. – Но в любом случае мне стыдно было бы слыть «специалистом так себе».

Родиться нашему герою довелось в пригородном лискинском селе Высокое, в семье с глубокими железнодорожными корнями. Его дед Антон помощником машиниста эксплуатационного депо Лиски водил поезда по фронтовым маршрутам. Отец Иван как пришёл в 1930 году 19-летним пареньком в вагонное депо, так больше чем на 40 лет и прикипел к профессии вагонника. Мама Анна работала штукатуром-маляром в рефрижераторном депо.

Вячеслав не хотел быть слабым звеном в династии. После окончания отделения вагонного хозяйства в Лискинском техникуме железнодорожного транспорта служил в железнодорожных войсках в Дальневосточном военном округе, где в Хабаровском крае довелось достраивать финишный восточный участок Байкало-Амурской магистрали. После демобилизации пришёл в вагонное депо, где трудился отец, чтобы достойно сменить его, не убирая фамилию Николаенко из биографии одного из лучших российских предприятий.

– Начинал осваивать профессию вагонника с самых азов – с должности слесаря по ремонту подвижного состава, – рассказывает Вячеслав о первых годах своего практического ученичества в вагонном депо.

Благодарно вспоминает первых наставников – Почётного железнодорожника Николая Петровича Суворова, отца и сына Ирхиных – Владимира Ивановича и Сергея Владимировича.

– Они меня научили не только ответственности, передовым методам, но и уважению к профессии, – говорит Вячеслав Николаенко. – По их примеру я каждый свой рабочий день оцениваю критически с точки зрения ответственного отношения к разным нестандартным ситуациям.

Нестандартные ситуации. Так дипломатично называют вагонники выявленные в осматриваемых вагонах «болезни», угрожающие безопасности движения поездов.

– В ночную смену 7 апреля мои осмотрщики-ремонтники выявили 9 неисправных вагонов, и у меня есть основание гордиться их профессионализмом и мастерством, – не скрывает удовлетворения Вячеслав.

С особой теплотой он называет молодых специалистов, своих учеников Александра Ищенко и Андрея Фунтикова, отличающихся наибольшим количеством выявленных опасных для движения неисправностей. Это, как правило, трещины боковин рам вагонных тележек, разрушения опорных подшипников. Осмотрщик-ремонтник Артём Жданкин из смены мастера Николаенко лишь в марте выявил 4 нарушения торцевого крепления буксового узла.

За почти 31 год работы на железнодорожном транспорте Вячеслав Николаенко собственными руками «пощупал» все рабочие профессии вагонника. В холод, зной, дождь и пургу, днём и ночью 10 лет мерял шагами вереницы вагонов, высматривая в них затаившиеся неисправности.

Бывший начальник вагонного депо Николай Сенчихин, пройдя как-то щебёнистой дорогой осмотрщика-ремонтника Вячеслава Николаенко и его товарищей, спросил:

– Как вы тут ходите?

– Мы здесь каждый камушек ногами на ощупь изучили. Без этого к вагонным «болячкам» не подступишься, – отрыли один из секретов мастерства специалисты-вагонники.

В 2004 году мастеру эксплуатационного вагонного депо Лиски Вячеславу Николаенко был торжественно вручён знак «За безопасность движения». Через 3 года ему присвоено почётное звание «Лучший мастер на Юго-Восточной железной дороге». В 2013 году профессионализм Вячеслава в управлении коллективом был признан Центральной дирекцией инфраструктуры, присвоившей ему звание «Лучший мастер». Третий раз почётное звание «Лучший мастер» он получил по итогам работы смены за 2019 год. При этом, как подчёркнуто в представлении, «коллектив под руководством мастера Николаенко за 2017–2019 годы не допустил увеличения отказов технических средств, случаев производственного травматизма и нарушений трудовой дисциплины, а производительность труда за эти годы отмечается неуклонным ростом».

– Вячеслав Иванович у нас один из лучших наставников, – добавляет строчки представления руководитель кадровой службы вагонного депо Лиски Константин Малышев. – Он подготовил и передал в другие смены много таких же грамотных и ответственных, как и он сам, молодых специалистов.

Не нарадуется на своего мастера и начальник вагонного депо Дмитрий Бойко:

«Отличный специалист! То, что ему стабильно присваивается звание «Лучший мастер», только подчёркивает его профессионализм. Стабильность – это признак мастерства».

Сам Вячеслав Николаенко радуется, что его сын Андрей, служащий в настоящее время в армии, намерен продолжить дорогу отца и деда. До призыва на службу он успел окончить Лискинский техникум железнодорожного транспорта по специальности «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» и пройти по камушкам дорогу отца на практике в Главном парке станции Лиски.

«Цену рабочего рубля знает, дорога осмотрщика-ремонтника сына не испугала, значит, наша династия железнодорожников-вагонников на мне не оборвётся», – с потаённой гордостью за свою фамилию говорит Вячеслав Николаенко – трижды лучший мастер вагонного хозяйства России.

Автор: Николай Кардашов