Северная магистраль

На передовой науки и информации

Наталья Торопчина, заместитель начальника Северного центра научно-технической информации и библиотек

Наталье Торопчиной присвоено звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Торопчина.jpg

Большой вклад в формирование единого информационного пространства на СЖД вносит заместитель начальника Северного центра научно-технической информации и библиотек Наталья Торопчина. В 2020 году исполнилось 15 лет её деятельности по обеспечению железнодорожников научно-технической информацией.

Таких, как Наталья Торопчина, называют людьми с активной жизненной позицией. Где бы она ни работала, в каком бы регионе ни жила – всегда будет искать точки применения знаний, умений и навыков. Тяга ко всему новому, передовому, настойчивый, неуспокоенный характер, высокая требовательность к себе – эти черты в ней формировались с детства. Дочь железнодорожников – машиниста тепловоза и педагога железнодорожных школ – почерпнула от родителей всё самое лучшее.

– Моя связь с железной дорогой, можно сказать, генетическая. Мама, Людмила Попова, с отличием окончив Ярославский пединститут, была распределена в отдел учебных заведений Северной железной дороги и получила назначение в школу № 32 станции Емца, преподавала в школе на станции Сольвычегодск, заведовала яслями-садом. Отец, Николай Попов, в локомотивном депо Сольвычегодск прошёл путь от кочегара паровоза до классного машиниста тепловоза, – рассказала Наталья. – Окна нашей квартиры выходили на станционные пути, гудки локомотивов, лязг сцепок, скрежет тормозов и голос вызывных: «Попов, явка на 22:30…» с малых лет были родными.

Выбор профессии давался непросто: ей одинаково хотелось работать и на железной дороге, и заниматься педагогической деятельностью. Всё-таки «женская» специальность победила – после окончания педагогического училища она стала учителем начальных классов. Возможно, и по сей день Наталья трудилась бы на ниве образования, если бы не потрясения 1990-х. Молодой педагог сменила элегантный костюм на рабочую одежду вызывальщика локомотивных бригад депо Сольвычегодск – имелась на железной дороге такая профессия в пору, когда сотовых телефонов не было, да и стационарные домашние далеко не все имели.

– Грузовое движение было весьма интенсивным, и за смену приходилось побегать до седьмого пота, чтобы вовремя вызвать бригаду на явку. По ночам страшновато было – с фонариком по лестничным маршам стремительно вверх-вниз, а в голове: «ну, почему они все живут на пятых этажах…». Зато стройная была, – с улыбкой вспоминает Наталья.

В освоении железнодорожной специфики она шла последовательно. Благодаря работе обтирщицей в цехе подъёмочного ремонта она знает тепловоз снаружи и изнутри, а работая аппаратчиком на флотации, научилась управлять непростым процессом очистки производственных сточных вод от загрязнений нефтепродуктами.

Однако молодой женщине хотелось, чтобы труд был не только физическим, но и интеллектуальным, поэтому в 1999 году поступила в РГОТУПС (РУТ МИИТ) и получила квалификацию инженера. В 2005 году Торопчина перешла в Дорожный центр научно-технической информации инженером кабинета технический информации (КТИ) на станции Сольвычегодск. Энергично и с присущим ей энтузиазмом взялась за вверенное дело и добилась за короткий срок изменений не только в содержании работы, но и в переоснащении кабинета.

С глубокой благодарностью вспоминает она свою предшественницу и наставника Людмилу Васильеву, которая сопровождала её работу мудрыми советами, передавала знания и накопленный опыт.

– Инженер КТИ должен быть максимально полезен производству, оперативно находить и предоставлять самую актуальную информацию, – убеждена Наталья Торопчина. – Очень важно обеспечить систематическое взаимодействие со специалистами, которые отвечают в подразделениях за изучение и отбор технической информации для заимствования лучших новшеств с целью внедрения их в производство.

Переехав в 2011 году в Ярославль, Наталья Торопчина получила возможность транслировать свой подход к организации информационной деятельности на весь полигон Северной железной дороги.

– Благодаря в те годы руководителю ЦНТИБ Юрию Тананову, поддержке опытного наставника Татьяны Пасхиной и идеям молодого специалиста Анастасии Танковской было легко стартовать, выполнять новые масштабные задачи, – поясняет Наталья Торопчина.

С 2014 года Наталья Торопчи-на – заместитель начальника Северного ЦНТИБ, деятельность которого направлена на обеспечение реализации на Северной железной дороге Концепции единой технической политики холдинга «РЖД» в области научно-технической информации.

– Взятый в ОАО «РЖД» курс на инновационное развитие требует дальнейшего совершенствования работы по научно-техническому информированию руководителей и специалистов дороги. Сегодня мы в непрерывном процессе улучшений по всем направлениям деятельности нашего подразделения: НТИ, библиотечному, сохранению исторического наследия, – сказала заместитель начальника центра. – Изучаем и применяем современные технологии работы, проводим автоматизацию процессов информационного обслуживания. Мы обязаны видеть и понимать потребности клиентов. Современный железнодорожник – это не только образованный, но и хорошо информированный специалист.

Важная роль в центре отводится подготовке вновь поступивших сотрудников, их адаптации в коллективе. Одним из наставников, к которым тянется молодёжь, является сама Наталья. Она умеет вдохновить и мотивировать на достижение поставленных целей. В работе с начинающими специалистами она применяет разнообразные обучающие методы и индивидуальный подход – пригодились педагогическое образование и опыт. По мнению коллектива, главная черта её характера – справедливость, она строго спрашивает, но и по заслугам оценивает качественную работу.

Наталья Торопчина – достойный представитель славной железнодорожной династии, совокупный трудовой стаж четырёх поколений которой насчитывает более 500 лет. С супругом Виктором они идут по жизни рука об руку 33 года. Воспитали сына и двух дочерей, которые подарили им четверых внуков. Любимая игра малышей – в железнодорожников, и это вселяет уверенность в то, что семейные профессиональные традиции будут продолжены.

Автор: Вера Кузнецова