Всегда на посту Октябрьская магистраль

Всегда на посту

Татьяна Першина, дежурный по станции блокпост 116 км (Волховстрой-1) Волховстроевского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением

Татьяна Першина предотвратила аварию, вовремя обнаружив повреждения на пути

Эмоции и переживания той зимней ночи до сих пор и сейчас в памяти Татьяны Першиной. Многое случалось за годы её работы, но то, что произошло 14 февраля нынешнего года, и сейчас заставляет бежать мурашки по коже.   

Перевалило далеко за полночь. По первому (главному) пути, как и ожидалось, прошёл грузовой поезд по направлению из Волхова на Санкт-Петербург. На пульте-табло по ходу его движения загорались и гасли светодиодные дорожки, но одна дорожка от входного сигнала до стрелки так и осталась красной.

«Занятость пути, – отметила Татьяна Геннадьевна. – Откуда она взялась?»

Она переводила взгляд с графика исполненного движения (ГИД) на пульт и обратно, и ничего не понимала. Что не так?! Внезапно дежурную охватило нехорошее предчувствие: уж больно долго шёл этот поезд, и это было неправильно. Она уже понимала, что произошло что-то нестан­дартное.

Судя по времени, поезд уже должен был прибыть на следующую станцию, Пупышево. Татьяна позвонила туда, чтобы узнать, в полном ли составе пришёл грузовой.

«В полном, – подтвердила дежурный по станции. – Я и «хвост» поезда осмотрела, всё в порядке».

Нехорошее предчувствие оправдывалось: что-то произошло на участке «ЧДП», который фиксировался на пульте, как занятый, и надо было срочно проверить, что именно. Следующий грузовой уже готовился на первый путь, ожидая своей очереди, и дежурной надо было спешить.

Татьяна Першина связалась с машинистом проходящего по второму пути поезда на Волховстрой. Она просила его проверить, что происходит на соседнем пути. Машинист сообщил, что на стрелке что-то белеет, похоже порошок. Надо проверить.

Десять минут… Столько у Татьяны Геннадьевны ушло на то, чтобы сделать запись в журнале о ложной занятости участка, позвонить диспетчеру, накинуть жилетку, схватить фонарик, добежать до участка, а потом вернуться на станцию.

Всю дорогу она бежала, не останавливаясь. На стрелке действительно белело что-то, похожее на удобрение или муку. Она всё ещё надеялась на то, что всё не так страшно, но когда подбежала ближе, сердце упало – за стрелочным переводом № 2 главного пути на участке «ЧДП» по левой стороне нитки лопнула накладка соединяющего рельса, из-за чего образовалась ступенька более 20 мм.

Видимо, последний вагон предыдущего грузового поезда оказался слишком тяжёлым: из-за лопнувшей накладки рельсы отошли друг от друга, один из них поднялся вверх на несколько санти­метров. А то белое пятно рассыпавшегося удобрения просто помогло привлечь внимание к этой неисправности.

Перед глазами сами собой поплыли картины возможного схода. В темноте, глядя на повреждённые рельсы, Татьяна Геннадьевна понимала, что сейчас от неё зависит очень многое.

Сфотографировала повреждение, побежала на станцию и сообщила диспетчеру, что приём-отправление и пропуск поездов по первому главному пути запрещён до устранения неисправности.

Затем время как будто остановилось. Очнулась дежурная по станции только в 7.45 утра, через 20 минут после того, как приехали все – следующая смена, ремонтная бригада. И только тогда она в полной мере осознала, что могло произойти.

«А знаете, что было самым страшным? – вспоминает Татьяна Геннадьевна. – Когда я уже била во все колокола и первый путь был закрыт, внезапно красные лампочки на том самом участке погасли, как ни в чём не бывало. То есть, ложную занятость участок показывал совсем недолго. Если я бы отвлеклась в этот период, то считала бы, что всё в порядке и открыла путь для следующего грузового поезда. Подумать об этом до сих пор страшно».

В ту ночь перед глазами у неё, наверное, пронеслась вся жизнь, которая почти вся отдана «железке». Отец был машинистом, брат работал в локомотивном депо слесарем. Вот и Татьяна после восьмого класса решила поступать в СГПТУ № 229. Окончила его в 1983 году и по распределению пошла работать на станцию Пороги. Потом её направили в Пупышево, поднимать эту станцию в качестве и.о. начальника, затем она трудилась в Грядах, Большой Вишере, Торфяном. Но как только освободилось место на блокпосту 116 км, вернулась на родину и с тех пор 31 год работает дежурной по станции. Место работы стало почти домом за эти годы.

Блокпост 116 км (Волховстрой-1) находится на развилке дорог: по нескольким путям проносятся поезда на Москву, Санкт-Петербург, Куколь, Чудово, Петрозаводск. Раньше их было меньше, но с годами количество растёт, и сегодня дежурный по станции пропускает до 80 пар за смену.

Для того, чтобы дежурному по станции работать эффективно, главное, считает Татьяна Геннадьевна, надо быть ответственным и держать себя в руках. Если что-то случилось, не скрывать, не выдумывать, а звонить, сообщать и действовать по инструкции. А ещё знать все эти инструкции назубок и не жалея времени, повторять их снова и снова, как она и делает, несмотря на огромный опыт работы.

Но иногда, как той февральской ночью, Татьяна Геннадьевна прислушивается к своей интуиции. И она никогда не подводит. Был у неё случай, когда в выходной день как будто кто-то толкнул дежурную к окну. Там шёл мужчина, самый обычный и ничем не примечательный. Прошло минут двадцать, и на пульте-табло загорелась лампочка: занятость пути.

«Я сразу подумала, что этот мужчина срубил соединители, – вспоминает Татьяна Геннадьевна. – Всем сообщила, побежала туда и увидела его, уходящего в болото. Я за ним не пошла, по телефону сообщила в полицию. Когда его задержали, то действительно обнаружили соединители. И, между прочим, его осудили на восемь лет».

А сколько молодых специалистов прошли через её руки, проучились и потом никуда не захотели уходить, так и оставались работать в крепком, сплочённом коллективе. Для своих учеников Татьяна Геннадьевна времени не жалеет: если надо, будет хоть три часа по телефону объяснять и направлять, как нынешней зимой свою молоденькую напарницу Катюшу Николаеву, что делать во время гололёда.

Для таких случаев у Татьяны Геннадьевны всегда с собой распечатка плана станции, чтобы проще было объяснять, какая лампочка должна гореть, кому звонить, куда писать. И куда бы ни поехала, план всегда под рукой.

«С тётей Таней хоть на край света», – говорят ученики.

Мама Татьяны Геннадьевны иногда шутит, что у дочки «сумасшедшая работа». Ведь ей, как дежурной по станции, в любое время могут позвонить, сказать: «Татьяна, выручай!», и вот она уже собралась и полетела.

«Ответственный, добросовестный работник, – говорит о своей подчинённой начальник станции Волховстрой-1 Александр Петров. – Я всегда направляю к Татьяне Геннадьевне новых сотрудников, потому что она прекрасный наставник для молодёжи».

Так и делит свою жизнь между любимой «железкой», семьёй, дачей и целым выводком домашних животных: четырьмя громадными собаками и двумя кошками. Всё успеваешь, если любишь свою работу.
Автор: Марина Литвинова