Сильные и слабые Транссиб

Сильные и слабые

Андрей Кухтин, машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Барнаул

Андрей Кухтин награждён знаком отличия «За наставничество»

Машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Андрей Кухтин в апреле награждён знаком отличия «За наставничество». Как сказано в указе президента страны, «за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность». Проработав в своей должности больше 16 лет, он рассказал, чего не хватает молодым специалистам и как распознать здоровый коллектив.

– Работа машиниста-инструктора организует человека, держит в тонусе, – уверен Андрей Николаевич. – Голова постоянно работает – думаешь, как правильно подойти к человеку, чтобы он тебя понял. Одного нужно поощрить, другого приходится наставлять, к третьему проявить жёсткость. Конечно, бывают разные трения в отношениях, потому что не всегда человек понимает, что машинист-инструктор работает для его блага. Понимание приходит позже, когда помощник становится классным машинистом и, оглядываясь назад, может оценить значимость полученных рекомендаций.

За годы работы Андрей Кухтин подготовил несколько десятков человек и в 2019 году был удостоен звания «Наставник ОАО «РЖД». Тем не менее, он считает, что наставничество – это коллективная работа. Прежде, чем начать обкатку нового сотрудника, он готовит к этому процессу машиниста. Затем, работая в тандеме, важно раскрыть сильные и повлиять на слабые стороны молодого железнодорожника. Машинист-инструктор признаётся, что его не всегда устраивает подготовка вчерашних выпускников вузов и техникумов. И пробелы в знаниях – не на первом месте. Главная проблема – это нехватка дисциплинированности и организованности. К примеру, не всегда молодые работники могут с лёгкостью вести отчётность и работать с документами.

– Когда новый человек вливается в здоровый коллектив, он быстро адаптируется. У нас в депо Барнаул, я считаю, хорошая атмосфера, поэтому и текучка в коллективе низкая, – поделился с «Транссибом» железнодорожник. – Об этом можно судить по многим показателям. Посмотрите на техническое состояние локомотивов. На комиссионных осмотрах наши локомотивы всегда на первых строчках. То есть люди дорожат техникой, на которой работают. Ещё один показательный момент – когда в колонне большинство имеют поощрения. Можно говорить и о других нюансах – расшифровке скоростемерных лент, экономии топливно-энергетических ресурсов, соблюдении дисциплины. В здоровом коллективе работа складывается хорошо и трудиться комфортно. Среда влияет непосредственно на каждого.

Важный аспект в работе – взаимодействие инструкторов депо между собой. Это и машинисты-инструкторы локомотивных бригад, и машинисты-инструкторы по обучению, и инструкторы по тормозам. Только вместе удаётся решать поставленные задачи. В числе непроизводственных задач – повышение престижа железнодорожных профессий. Андрей Кухтин рассказал, что практически всегда помогает организовывать мероприятия патриотической направленности. Традицией предприятия стало встречать машиниста, уходящего на заслуженный отдых, из последней поездки. Когда поезд пребывает на первый путь, на перроне работника уже ждут коллеги с поздравлениями и пожеланиями. Об этом ярком и трогательном моменте машинисту будет напоминать фотоальбом – традиционный подарок таких проводов. Кроме того, два раза в год эксплуатационное локомотивное депо Барнаул собирает своих ветеранов, чтобы они могли поддерживать связь и поделиться опытом с действующими работниками.

– Молодёжь должна видеть, что быть машинистом – это почётно и достойно, чтобы самим стремиться освоить эту профессию, – уверен Андрей Кухтин. – Если я отработал, и человек стал машинистом, тем более, классным, меня это всегда радует. Это моя основная задача. Например, машинист-инструктор Максим Медведев и инструктор по тормозам Роман Сульдин – это мои воспитанники. Просто в своё время я заметил, что это люди деятельные, способные и дисциплинированные, помогал и направлял их. Сейчас, можно сказать, они помогают мне. Общаемся, обмениваемся какими-то впечатлениями, информацией.

Одним из ярких событий, которое выделяет Андрей Кухтин, стал первый форум наставников Западно-Сибирской железной дороги, который прошёл в октябре
2019 года. Он признаётся, что не ожидал такой искренности, откровенности и плодотворной работы. Самой интересной для него стала беседа с руководителем магистрали Александром Грицаем, когда все желающие могли задать интересующие вопросы. Ответы, которые услышал машинист-инструктор, показались ему неожиданными и «легли на душу». Также он рассказал, что между инструкторами из всех регионов железной дороги состоялся довольно продуктивный диалог. Работники разных депо смогли обменяться опытом и разрешить проблемные моменты, касающиеся наставничества. Каждый участник форума для себя узнал что-то новое.

– Было очень много спорных вопросов. Я думаю, если показывать, обострять, то решение найдётся быстрее. Всё в наших руках, – говорит железнодорожник. – К примеру, для многих стало проблематичным развитие технологий. С приходом новой техники, программ, конечно, приходится разбираться и в этой области. Без этого никак не обойтись. Стараемся всегда держаться на уровне, узнавать новое. Но и молодёжь сейчас приходит подготовленная. Если ребят в нужное русло направить, они лучше нас разберутся во всех новшествах, схемах, компьютерах.

Стоит отметить, что жизнь Андрея Кухтина никогда не ограничивалась только работой. Долгие годы железнодорожник занимался боевыми искусствами – самбо и дзюдо. Но главным его увлечением, которым он «заболел» ещё в детстве, остаётся рыбалка. Как правило, в сентябре матушка-Обь принимает у себя лодку с азартными добытчиками на борту. Самый большой улов машиниста-инструктора – щука весом больше 7 кг. Роскошную рыбину замариновали в соусе и приготовили на пару. Эта трапеза собрала за одним столом всех близких людей.

Автор: Дарья Доротова