Бдительность уберегла от беды Железнодорожник Поволжья

Бдительность уберегла от беды

Александр Подопрелов, машинист электровоза ТЧЭ Могоча

Александр Подопрелов вовремя обнаружил разрыв рельсового стыка, чем предотвратил сход поезда

Тот морозный день 30 декабря 2019 года, когда машинист электровоза Александр Подопрелов обнаружил неисправность в пути на перегоне Таптугары – Семиозёрный Забайкальской железной дороги, стал знаковым в его жизни. Никогда прежде подобного в работе у него не происходило. Но машинист не растерялся, действовал с соблюдением всех инструкций, и не позволил неисправности пути перерасти в нечто худшее.

– Многолетняя привычка позволяет нам, машинистам, замечать любые детали в пути следования, – рассказывает Александр. – Тем более, незадолго до самого случая сработала автоблокировка, на светофоре загорелся красный. Мы снизили скорость движения и стали предельно внимательно осматривать путь. Нити рельсов тянулись и блестели, как обычно. Очередная сигнальная точка загорелась белым огнём. Вдруг мы заметили чёрное пятно на рельсе. Применили служебное торможение. В зимних условиях локомотив одной секцией всё же наехал на место повреждения рельса. Когда осмотрели разрыв, то увидели, что накладки стыка практически уже развалились, а крепления были срезаны. Если бы наш поезд шёл на более высокой скорости, мог бы произойти как минимум сход.

Машинист Александр Подопрелов и помощник машиниста Сергей Шмаков работают в одной локомотивной бригаде уже не первый год, понимают друг друга с полуслова. В этот раз, как и всегда, они сработали по инструкции, слаженно и чётко. Тут же сообщили о случившемся дежурному по станции, поездному диспетчеру. На счастье, в полукилометре от места остановки их поезда работала путейская бригада, которая оперативно приступила к ликвидации разрыва стыка. На все действия ушло минимальное количество времени. Никто не пострадал, больших задержек поездов не случилось.

«Не отступать и быть бдительным всегда!» – с таким девизом идёт по жизни Александр Подопрелов. Железная дорога, магистральные локомотивы, дальние поездки по стальному пути – это его любимая стихия. Стать машинистом он мечтал с самого детства. В 14 лет впервые попал в кабину электровоза (с двоюродным братом Максимом был приглашён дядей, бывалым могочинским машинистом и почётным железнодорожником Николаем Владимировичем Кузнецовым), и «заболел» этой мечтой всерьёз.

Впрочем, сразу по окончании школы поступить в железнодорожный техникум не удалось. Отучился в читинском профучилище №1 на мастера отделочных работ. И всё же тяга к железной дороге помогла преодолеть все препятствия на пути к цели. Строительная специальность пригодилась как хобби. На даче Александр – мастер на все руки. От гвоздя в заборе до сложной конструкции кровли дома – всё сделано его руками. Кстати, тяга к технике и здесь берёт своё. Позвонив нашему герою, чтобы побеседовать, мы застали его за пахотой. Трубку он взял не сразу, поскольку поначалу не услышал звонка из-за рокота двигателя личного мини-трактора.

Итак, в 1999 году Александр Подопрелов закончил профучилище. Какое-то время работал в горнодобывающей отрасли, был слесарем по ремонту горного оборудования, машинистом буровой установки. Но свою детскую мечту так и не оставил. В конце 2004 года всё же пошёл на курсы помощников машиниста. В первый свой рейс в составе локомотивной бригады он вышел уже в мае 2005 года. Первым его машинистом-наставником, что примечательно, стал нынешний начальник Забайкальской дирекции тяги Анатолий Ерофеев. Впрочем, уже очень скоро молодой помощник перешёл в локомотивную бригаду Александра Васильева, который своим примером привил ему твёрдые понятия о трудовой дисциплине.

– Труд локомотивной бригады накладывает отпечаток на всю нашу жизнь, – отмечает Александр Сергеевич. – Втягиваться в ритм работы пришлось около года. Это и постоянные внеочередные вызовы в рейс, и долгое нахождение в кабине локомотива. Мы должны постоянно держать себя в тонусе. Но Александр Васильев дал мне хорошее наставническое воспитание. Сам он избегал вредных привычек и учил меня тому же. Советовал не поддаваться соблазну высокого заработка и не позволять себе лишнего. За это я ему весьма благодарен. Вообще, в депо Могоча я встретил замечательных, грамотных людей, которые поддержали и научили многому.

В то время Александр уже был женат, растил сына. Семьёй много путешествовали. Но каждый раз, возвращаясь с отдыха, он быстро входил в рабочий ритм. Потому что знал, что от его отношения к работе тоже зависит безопасность движения поездов на Забайкальской железной дороге.

С годами оттачивался профессионализм, и это принесло свои плоды. В 2009 году он прошёл обкатку на машиниста и в августе заступил в свой первый самостоятельный рейс. За 10 лет работы машинистом добился отличных результатов. В прошлом году за отличные показатели в работе он был награждён грамотой начальника Забайкальской железной дороги. И вот новая награда: машинисту Александру Подопрелову вручен знак «За безопасность движения поездов на Забайкальской железной дороге», помощнику машиниста Сергею Шмакову – почётная грамота начальника ЗабЖД. А за пределами парадной церемонии – снова производственная атмосфера, полная кипучей жизни и работы ради повышения безопасности перевозок.

Плечо следования их локомотивной бригады составляет 309 км, от Могочи до Уруши. Долгие поездки на большие расстояния уже не выбивают Александра из колеи. Конечно, любой человек по окончании рейса чувствует усталость. Работа есть работа. Но всё же, как бы ни трудна она была, Александр Подопрелов видит своё призвание в том, чтобы водить поезда.

– Сейчас работать уже намного проще, – признаётся Александр. – Во-первых, привычка. А во-вторых, растёт автоматизация локомотивов. Действия, которые раньше приходилось делать вручную, теперь за тебя выполняет электроника. Автоматизация позволила сосредоточить внимание на главном.

Слова о первостепенной важности безопасности движения поездов для Александра Подопрелова – это далеко не теория и не формальность. Всё и всегда в своей жизни он привык делать на совесть. Каждый раз, заступая в рейс, он тщательно проверяет состояние локомотива, а отправившись в путь, внимательно следит за тем, что видит перед собой. Имея опыт работы, он прекрасно знает все места, наиболее подверженные износу – стрелочные переводы, кривые и стыки рельсов, и внимательно отслеживает их состояние, сколько бы раз он по ним ни проезжал. Как говорится, будни – буднями, но как бы ни заедала рутина, нужно сохранять ответственное и позитивное отношение к работе.

На предприятии Александр Подопрелов в числе лучших. Руководство его ценит, молодёжь берёт с него пример. Иначе и быть не может, если ты увлечён своей работой. Когда видишь цель, с азартом решаешь проблемы, а затем ощущаешь реальный результат от своих усилий, то самомотивация имеет законченную форму и работает безотказно. Это ли не то, что нужно, чтобы называться человеком, наполнившим свою жизнь глубоким смыслом? И ещё немаловажно, что есть дружная, любимая и любящая семья.

Сейчас в семье Александра и Ксении Подопреловых уже двое детей. Старшему, Дмитрию, уже 18 лет. Отец воспитал его настоящим мужчиной. И хотя Дима не пошёл по стопам отца по железнодорожной линии, он выбрал не менее мужественную профессию – поступил в лётное училище. Дочери, Владе, в этом году исполнится только 10 лет. Семья – это надёжный тыл машиниста Александра Подопрелова. Это те, к кому он спешит каждый раз, когда успешно завершает рейс. И они создают основу его позитивного отношения к жизни. Имея эту основу, человек смотрит на мир конструктивно и мотивированно. Следовательно, он заинтересован в своём личностном росте и ко всему, что делает, относится ответственно.

Если проанализировать количество событий на железной дороге, вероятность неисправностей, негативно влияющих на безопасность движения поездов, то вывод напрашивается сам собой – какой бы стабильной, благодаря общим усилиям коллективов железнодорожных предприятий, ни была общая ситуация на железной дороге, риск оказаться в ситуации, когда от тебя потребуется умение принять экстренное решение и проявить повышенную бдительность, присутствует всегда, у каждого машиниста. И самое главное в такой ситуации – вовремя сориентироваться и проявить свои лучшие качества.

В той ситуации с разрывом стыка машинист Александр Подопрелов и помощник машиниста Сергей Шмаков просто выполняли то, что положено, и действовали согласно требованиям производственной нормативной базы. О подобных поступках «ЗМ» время от времени сообщает вновь и вновь. И, наверное, так поступило бы большинство работников Забайкальской дирекции тяги, окажись они один на один с опасностью. Но для надёжного обеспечения безопасности движения поездов важен каждый подобный случай.

Когда знаешь, что такие профессиональные и надёжные люди, как Александр Подопрелов, водят поезда по нашим железным дорогам, на душе становится спокойнее. Потому что можно быть уверенным – они не подведут. А значит, Забайкальская железная дорога с достоинством выполнит возложенные на неё обязательства.

Автор: Константин Чиров