Безопасность – в надёжных руках
Игорь Жаров, монтёр пути 3-го линейного 2-го эксплуатационного участка Сочинской дистанции инфраструктурыМонтёр пути 3-го линейного 2-го эксплуатационного участка Сочинской дистанции инфраструктуры Игорь Жаров знает здесь, без преувеличения, каждый поворот, каждую шпалу, каждый камешек. И поэтому от зоркого глаза путейца не скроется ни одно повреждение, ни один дефект.
Даже если напомнить ему о тех опасных моментах, которых за почти четвертьвековую трудовую биографию Игорь предотвратил немало, он говорит:
– Это моя обычная работа. Я ничего особого не совершал.
Наверное, всё так. Но опыт не раз выручал Жарова в сложных и даже опасных ситуациях, грозящих всему коллективу предприятия.
Ещё в бытность монтёром 4-го околотка Сочинской дистанции пути его, как самого опытного и ответственного, часто отправляли на перегон старшим.
– Участок у нас сложный, – говорит Михаил Клименко, с 2000 года долгое время работавший дорожным мастером в бригаде, где трудился Игорь Жаров. – На подведомственном околотку участке Лоо – Дагомыс в пути немало кривых, почти вплотную примыкающих к береговой зоне.
Михаил Клименко вспоминает те времена, когда штат путейцев не был до конца укомплектован, а путь долго капитально не ремонтировался. От этого часто возникали повреждения и неисправности.
На долю Игоря Жарова тогда выпадали сложные задания. На перегон нужно было выезжать в любое время суток, но всё делалось максимально качественно и в срок. К тому же монтёр всегда помогал и подсказывал мастеру, где может возникнуть новая проблема.
Так было и в тот момент, когда на перегоне Сочи – Мацеста он быстро сориентировался и протянул руку помощи своему коллеге, который по собственной неосторожности и неопытности во время ремонтных работ чуть не погиб. И хотя с тех пор прошло уже не одно десятилетие и к охране труда теперь требования намного жёстче, но тот случай забыть нельзя.
А однажды при обходе вверенного ему участка Жаров обнаружил 20 незакреплённых шпал. И сразу понял, что тут «поработали» вандалы – охотники за металлом. Если бы не зоркий глаз опытного путейца, последствия этой истории могли бы быть тяжёлыми. А так по завершению ремонтных работ движение было оперативно восстановлено.
Непосредственные руководители Жарова отмечают его самоотверженный труд в ходе подготовки железнодорожной инфраструктуры к сочинской Олимпиаде-2014, а также во время самих игр, когда требовался жесточайший контроль состояния пути в период интенсивного движения поездов. Жаров со своими коллегами круглосуточно находился на станциях, платформах, у стрелочных переводов.
Пассажиры олимпийских экспрессов даже не подозревали, что в период спортивных соревнований порой возникали угрозы оползней, схода селевых потоков, но все эти проблемы удалось предотвратить.
И весомую лепту здесь внесли опытные путейцы, чья высокая квалификация помогала раз за разом предотвращать беду. В наградном активе Игоря Жарова не одно поощрение за добросовестный труд – благодарности, почётные грамоты.
– В период подготовки к сочинской Олимпиаде путь был полностью реконструирован, и это, конечно, нам сегодня помогает в работе, – говорит путеец.
Сейчас он один из самых опытных работников в бригаде дорожного мастера Дмитрия Мякотина. Этот коллектив отвечает за безопасность движения на 3-м линейном участке 2-го эксплуатационного участка Сочинской дистанции инфраструктуры. Если в прошлом году балльность пути на участке составляла 20-22 пункта, ныне она составляет 16 единиц.
Неплохая оценка. Между тем хозяйство бригады не маленькое: развёрнутая длина – 37 км, вместе со станциями и стрелочными переводами в Лоо и Якорной Щели. Коллектив бригады Мякотина содержит это хозяйство на достойном уровне.
– Сейчас нередко во время «окон» я поручаю Игорю Жарову ответственные обязанности сигналиста, – рассказывает дорожный мастер. – Безопасность нашей бригады во время разрядки температурных напряжений рельсовых плетей, смены рельсов находится в его руках.
На таких сложных участках, как район станции Головинка, где много стрелок и кривых и не всегда действует даже телефонная связь, Жарову каким-то особым, шестым чувством удаётся раньше всех «услышать», что приближается поезд.
Помогает опыт и следование традициям железнодорожной семьи, истоки которой восходят к концу XIX века.
Именно тогда, в 1890-х годах, когда было открыто железнодорожное сообщение между Челябинском и Москвой, прадед Игоря по материнской линии поступил на работу на Южном Урале сцепщиком вагонов.
Династию продолжили дети родоначальника, приходящиеся Игорю дедами и бабушками. А за ними и последующие поколения выбрали своей судьбой железную дорогу. Всю жизнь проработала билетным кассиром на вокзале Лоо его мама – Нина. Бригадиром пути и дежурным по станции трудился отец, Николай. Именно у него наш герой учился всему, что касается предельно ответственного отношения к безопасности движения поездов.
И супруга, и дочь также не изменили семейной традиции. Очень вероятно, что продолжат железнодорожную династию и внуки, в которых дедушка души не чает. По крайней мере, старший из них, шести лет от роду, уже вовсю интересуется тем, как ходят поезда, и во время совместных с дедом прогулок не упускает момента, чтобы задать вопросы.
С благодарностью отзывается Игорь Жаров о своих наставниках. Они когда-то помогли молодому путейцу освоить, прежде всего, огромный багаж необходимых знаний. Были и другие учителя, которые в любое время могли оказать ему практическую помощь, дать дельный совет.
Теперь пришёл его черёд делиться знаниями с молодыми коллегами. И он не упускает такой возможности.