Внимание к каждому встречному Дальневосточная магистраль

Внимание к каждому встречному

Антон Гребеньков, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2

Машинист Антон Гребеньков в одну из своих майских смен заметил искрение ближе к хвостовой части состава, двигавшегося навстречу

Не секрет, что в работе железнодорожного транспорта и обеспечении безопасности движения поездов важна каждая мелочь. Любая искорка там, где её быть не должно, в итоге может привести к непоправимым последствиям. Об этом всегда помнит машинист эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 Антон Гребеньков. В одну из своих майских смен он заметил искрение ближе к хвостовой части состава, двигавшегося навстречу. Вовремя выявленная неисправность позволила избежать более серьёзных поломок.

Двадцать шестого мая поезд, управляемый Антоном Гребеньковым шёл из Хабаровска в Облучье и проходил перегон Икура – Аур. Состав с искрением двигался ему навстречу.

Вообще, машинисты не из праздного любопытства рассматривают поезда, несущиеся по соседнему пути. Этот процесс называется «шахматный контроль в пути следования».

– Ночью искрение достаточно легко заметить. Было хорошо видно, что у вагона встречного состава зажаты тормозные колодки, – вспоминает машинист. – Сообщил той бригаде. Поезд остановили. Бригада может увидеть подобную неисправность на собственном составе, когда он входит в кривую. Под головой сложнее заметить, а когда поезд выгибается, то увидеть можно. Тот поезд проехал несколько КТСМ, и ни один из них не сработал. Если бы даже не мы, то, скорее всего, ближайший КТСМ зафиксировал бы поломку, и бригада всё равно получила бы команду остановиться.

Комплексы технических средств мониторинга – те самые приборы КТСМ, о которых говорит Антон Александрович, представляют собой автоматизированные системы, состоящие из тепловых датчиков и электронных вычислительных машин, обрабатывающих поступающую информацию. При помощи данных этих приборов как раз и контролируется состояние нагрева вагонных букс (металлических коробов с подшипниками, передающих давление вагона или локомотива на колёсную ось), а также тормозных систем подвижных единиц (вагонов и локомотивов). Приборы КТСМ способны определить наличие возможных неисправностей в колёсных парах, тем самым снижая возможность возникновения аварийных ситуаций. Но в ту майскую ночь человек среагировал гораздо быстрее техники.

Такой дефект за семь лет работы на железной дороге Антон Гребеньков выявил впервые. Но это далеко не единственная неисправность, с которой машинисту пришлось столкнуться за годы работы. В самом начале своего трудового пути он обнаружил более серьёзный дефект.

– Когда я только пришёл в депо, меня поставили помощником к машинисту Кириллу Сухареву, который многому меня научил. Отработал буквально два первых месяца. Мы приехали на станцию Корфовская, приняли электровоз. Осмотрели, ничего подозрительного не увидели, – вспоминает Антон Александрович. – Переехали с пятого на третий путь. Уже там, в очередной раз осматривая локомотив, заметил, что на гребне колеса скол – нет участка 10–15 см. Он был просто вырван. Скорее всего, пока переезжали с одного пути на другой, колёса повернулись иной стороной. Если бы мы этого не заметили, то где-нибудь на стрелке могли зацепиться, а в таком случае и сход нельзя исключать. В итоге мы тот локомотив отказались принимать, уехали на другом.

Антон Гребеньков пришёл на железную дорогу в достаточно зрелом возрасте, когда ему было уже за 30. Многим магистраль помогла пережить сложные времена, и ему в том числе. Прежде чем сесть за пульт управления локомотивом, он водил менее сложное транспортное средство – грузовик.

– Я работал в частной фирме. Коллектив там был небольшой, поэтому приходилось выполнять самые разнообразные задачи – от логистики до бухгалтерии. Но ремонт старенького грузовика съедал значительную часть семейного бюджета, поэтому я решил, что будет лучше, если продам машину и займусь другим делом, – говорит он. – Увидел объявление о наборе на курсы помощников машиниста, решил попробовать, отучился.

За правое крыло локомотива Антон Александрович пересел четыре года назад. Сейчас он водит «Ермаки» по направлению Облучье – Ружино. Дома его может не быть по двое суток. И здесь кроется главная сложность, которую машинист видит в своей работе.

– Человек, как известно, ко всему привыкает. Да, у машиниста работа непростая, но не случайно ведь у нас постоянно организуются техшколы, не просто так мы проходим многочисленные инструктажи. В работе мне очень помогает машинист-ин­структор Виталий Сурин, – отмечает Антон Александрович. – Но для меня главным было суметь перестроиться на работу ночью, потому что, если ты в дороге, внимание должно быть обострено постоянно. Может быть, в силу возраста мне это давалось труднее, чем остальным.

Но всё получилось, и совсем недавно Антон Гребеньков сдал экзамены на машиниста третьего класса. Такая квалификация присваивается машинистам, имеющим стаж работы за правым крылом локомотива одного вида тяги не менее одного года и обеспечившим в течение этого периода безаварийную работу. Наш герой уверен, что это далеко не предел.

Автор: Татьяна Щербаченко