«Золотые» книги машиниста Призыв

«Золотые» книги машиниста

Владимир Смирнов, машинист локомотивного депо Курган

Владимир Смирнов не согласился с подготовленным маршрутом дежурной по станции, которая направила его маневровый локомотив на запрещающий сигнал светофора

В один из дней января машинист электровоза Владимир Смирнов вёл формирование вагонов на путях так называемого целинного хода – на станции Зауралье. Передвижение одиночного локомотива проходило резервом. Для выезда на станцию и проведения маневровых работ дежурная по станции довела до машиниста план. Ослушаться его – нарушение, и ещё какое!

– Я повторяю по радиостанции из слова в слово план маршрута по станционным путям, который получил от дежурной по станции, – рассказывает машинист. – И готовлюсь выполнять его. На первый взгляд план прост – переехать с пути на путь. Мы прибыли в одном направлении, дальше не было необходимости продолжать движение. Надо было лишь выполнить маневровую работу и следовать обратно.

Перед локомотивной бригадой стояла задача «обогнаться», то есть перевести локомотив с места на место. Обычная работа, связанная с манёврами на путях, – поставить локомотив на противоположной стороне и затем ехать назад. Просто, как в школьной арифметике. Но если представить, что такие «арифметические» действия проходят на важном грузовом направлении, где идут тяжёлые поезда, то задача усложняется во сто крат. Важно всё сделать согласно маршруту. Здесь бдительность и внимательность – главное.

Владимир Смирнов хорошо знает, что такое локоть помощника. Именно такой надёжный напарник для него Денис Разуваев.

– Я смотрю на помощника, тот кивает мне головой: мол, давай, – продолжает рассказывать Владимир. – Мне спокойно от его уверенности. Работа начинается. По информации дежурной по станции, во время следования локомотива сигнал должен быть открыт. Выполняем маршрут по направлению к закреплённым вагонам со спецтехникой, направляемся к сигналу. Смотрю и вижу – запрещающий. Синий цвет, обычный при проведении маневровых работ, строго приказывает «стоп» – проезжать запрещено. Он может обозначать многое: впереди занят путь или, возможно, не подготовлен маршрут. Причин много.

Но по информации дежурной сигнал открыт. У машиниста полностью подготовленный маршрут, никаких неожиданностей быть не должно, тепловоз может спокойно выезжать к вагонам. А здесь – запрещающий! Сомнений ехать или нет не было. Машинист Смирнов доложил дежурной: «Впереди синий, проезжать нельзя».

– Мы стоим. Задаю по радиосвязи вопрос: «Дежурная по станции! Расскажите, что случилось с сигналом М-24, почему запрещающий?» Ответа не последовало, а сигнал открылся белым. Я потребовал повторить нам план проведения маневровых работ: вдруг в нём произошли изменения. И вновь дежурная повторила план, всё то же, из слова в слово. Маневровые работы были проведены чётко. Вопросов к локомотивной бригаде не поступало.

По приезду в Курган Владимир Смирнов составил рапорт. В нём кратко доложил о том, что произошло на путях станции при выполнении маневровых работ. Ещё раз вспомнил о своём волнении и о том, как такая несогласованность может влиять на безопасную работу при проведении маневровых работ.

– Если бы проскочили на синий? Конечно, такое бы вряд ли произошло. Мы – я и помощник – бдим в четыре глаза. Но тут попереживали и поволновались. И уже потом, возвращаясь в депо, вновь и вновь вспоминали этот случай, такую неожиданную несогласованность в работе.

Проезд запрещающего сигнала – преступление, это отлично знают локомотивщики. Проехал запрещающий – жди беды. Может произойти столкновение с поездом, сметены работающие на путях ремонтники. Не случайно говорят: инструкции на железной дороге пишутся кровью. Но на сети известны случаи, когда, получив от дежурного план маршрута, машинист, будучи уверен в его безопасности, не следит за дорогой и не замечает или игнорирует запрещающий сигнал светофора. К счастью, Владимир Смирнов инструкции знает хорошо и применяет их правильно.

О несогласованной работе было доложено начальнику депо. На станции разобрались с тревожным случаем и нашли виновника произошедшего. Оказалось, что дежурная тщательно подготовила маршрут, но дефектоскописты, которые в этот момент катили на данном пути тележку, не согласовали работу с дежурной по станции и замкнули рельсовую цепь. Так справедливо загорелся синий. Виновные были наказаны, а Владимир Смирнов был премирован за проявленную бдительность.

Для Смирнова железная дорога – это важная часть жизни. Владимир всегда хотел работать на электровозе, мечтал трудиться в депо. За плечами была армия, но его не сразу взяли на работу: не было места. Но в резерв наметили и, когда представился случай, нашли и предложили учиться.

В депо Смирнов работает уже 16 лет. Сегодня он машинист электровоза второго класса, может управлять всеми видами локомотивов. Но продолжает постигать нелёгкую науку работы на железнодорожном транспорте. В техклассе вместе со всеми внимательно изучает программу с помощью системы дистанционного обучения. В ней выдаётся информация о работе на локомотиве, по всем изученным вопросам идёт тестирование. Программа даёт глубокие знания, а инструкторы могут увидеть слабые стороны обучающихся и скорректировать направление подготовки.

– До всех нас довели простую, но очень важную истину: возьмите за правило – работать ответственно и учиться не только в стенах класса технического обучения, но и… дома. А дома, как говорится, и стены помогают. В работе машинисту помогают книги, которые Смирнов называет «золотыми»: «Правила технической эксплуатации», «Сигнализация», «Инструкции по движению поездов», а еще инструкция по работе тормозной системы. Любой нюанс – в них.

Владимиру Смирнову 40 лет. У него дружная семья: заботливая жена Светлана, двое детей – Виктория и Василиса и любимая мама Наталья Иосифовна. Глава семьи сам строит дом в живописном месте. Вот недавно поставил над домом крышу. Теперь Смирновым никакие ненастья не страшны.

…Это рассказ не о героизме. Такие поступки в нашей жизни случаются. Это повествование о бдительности, внимательности и чётком выполнении обязанностей на железнодорожных путях, которые позволяют избежать беды, большой или малой. И – о счастливом человеке.

Автор: Вячеслав Аванесов