Сильное звено Звезда

Сильное звено

Александр Кострикин, машинист 1-го класса эксплуатационного локомотивного депо Краснодар

Александр Кострикин на станции Порт Кавказ остановил локомотив в нескольких метрах от запрещающего сигнала и тем самым исправил ошибки своих коллег-железнодорожников

Машинист 1-го класса эксплуатационного локомотивного депо Краснодар Александр Кострикин с помощником выполнял на тепловозе свою обычную работу, связанную с манёврами на путях, – перестановку вагонов из парка в парк припортовой станции Кавказ.

– Дело было в один из январ­ских дней этого года, после новогодних праздников, – рассказывает Александр. – Занимались перестановкой вагонов между парками станции. Дежурная по станции передала команду на отправление, были получены все разрешения на движение. Как только мы с помощником завершили регламент переговоров, начали двигаться.

В общем, всё осуществлялось штатно, за исключением того, что маневрового светофора из кабины видно не было.

– В том месте он находится в кривой, – поясняет Александр. – Синий цвет, обычный при проведении маневровых работ, строго приказывает остановиться – проезжать запрещено. Как только светофор с запрещающим сигналом оказался в поле моего зрения, я тут же затормозил.

По информации дежурного, у машиниста был полностью подготовленный маршрут, никаких неожиданностей не ожидалось. А впереди тем не менее – запрещающий. Он может обозначать многое: занятый путь или, возможно, неподготовленный маршрут...

Машинист уведомил дежурного по станции, движенцы разобрались, в чём дело. Было записано замечание...

– Машинист принял единственно верное решение, – говорит заместитель начальника депо Краснодар по эксплуатации Евгений Хрикян. – Проявил бдительность, был внимательным и собранным. Подобная ситуация чревата сходом, взрезом стрелки и массой других неприятностей. Действия Кострикина руководством депо и дирекции тяги были признаны правильными и своевременными, и он был премирован.

Тут же приходит на ум постулат, который не раз приходилось слышать от опытных локомотивщиков: «Машинист может исправить ошибку любого железнодорожника. Но ошибку самого машиниста часто может исправить лишь восстановительный поезд».

– Если бы был невнимателен в этой ситуации и допустил проезд запрещающего сигнала? – переспрашивает Александр, рассуждая о престиже профессии, долге машиниста, его личной ответ­ственности за безопасность. –Конечно, вряд ли допустил бы до этого. Но если предположить... Такой ситуацией я бы одним махом перечеркнул свою прошлую трудовую жизнь.

Действительно, для него авторитет, квалификация и профессионализм – не просто громкие слова. Машинист дорожит своим добрым именем. Сейчас, уже став машинистом-инструктором, он часто затрагивает эти темы в беседах с локомотивными бригадами своей колонны. Под его опекой сейчас 68 машинистов и помощников, среди которых немало молодых. И многие стремятся повысить свою квалификацию, быстрее получить необходимый для стабильной работы опыт.

А поскольку Александр не склонен к нудным нравоучениям, он старается приводить примеры из собственной практики. Ведь различных случаев – опасных и забавных, сложных и обыденных – за почти 2 десятка лет его работы на локомотиве было предостаточно. Жизнь машиниста – движение. Каждый день не похож на другой и может преподнести такие ситуации, которые не отыщешь в пособиях и даже в инструкциях.

Кострикин, коренной кубанец, начинал свою железнодорожную карьеру на Северной магистрали. Именно туда переехали его родители, когда Александру было 17 лет.

– Я тогда успел уже отучиться в техникуме на ветеринара и о работе в депо даже не помышлял, – рассказывает машинист.

Но айболиты там не требовались, а нужны были локомотивщики-ремонтники. И так, начав с подсобного рабочего в цехе ремонта тепловозов и помощника дизелиста, Александр постепенно повышал свою квалификацию и начал водить поезда. А в 2015 году получил диплом Московского университета путей сообщения.

– Семь лет работы в цехе для меня не пропали зря, – отмечает машинист. – За это время я досконально разобрался в конструкции локомотивов и мог устранить самостоятельно многие неисправности.

В 2001 году он выучился на помощника машиниста, в 2005-м пересел за правое крыло. И уже будучи машинистом, не раз выявлял и устранял неисправности локомотива в пути следования как по механической, так и по электрической части. Даже пожары на тепловозах приходилось тушить.

До сих пор осталась в его памяти одна из первых поездок ещё в должности помощника машиниста на Северной магистрали.

– В рейсе после подъёма я отправился осматривать дизельное помещение и обнаружил сильную течь масла. Пока машинист Михаил Коровин вёл состав, аварию удалось устранить. А сколько удавалось выявлять неисправностей при приёмке локомотива и ремонтировать на месте, не вызывая слесарей! – вспоминает Александр.

На Северо-Кавказскую он перевёлся совсем недавно – ещё нет и года. И сразу отличился, предотвратив проезд запрещающего сигнала.

– Люди в нашем депо в большинстве своем действительно болеют за дело, и это мне очень нравится, – отмечает Александр Кострикин. – Встретили меня доброжелательно, сразу удалось найти с товарищами по работе и руководителями общий язык. Машины здесь хорошие, современные, новых серий.

В беседах с машинистами и помощниками своей маневровой колонны ему приходится отвечать на множество вопросов о взаимодействии с движенцами, о тонкостях технологии. Он также не устаёт напоминать о важности записей в книге замечаний машиниста.

– Убеждён, что книга замечаний – это первая ступень на пути к предотвращению нарушений, к безопасности движения на магистрали. Ведь в перевозочном процессе принимают участие представители всех железнодорожных служб: путейцы, движенцы, вагонники, энергетики, работники СЦБ. Чья-то халатность может стоит очень дорого. А машинист – завершающее звено всей безопасной технологической цепочки. Главное – чёткое выполнение своих обязанностей и бдительность, которые позволяют избежать беды, большой или малой, – напоминает он.

Для Кострикина железная дорога – важнейшая часть жизни. Он уже достаточно опытный в своём деле человек, но продолжает учиться.

Сейчас, к примеру, с помощью системы дистанционного обучения изучает электровоз.

– Обучаюсь для работы на дополнительном виде тяги. Это несложно. С тепловоза на электровоз легче переходить, чем в обратном направлении, – считает он.

Александр внимательно изучает материалы занятий. В них содержится информация о работе на локомотиве и по всем изученным вопросам проходит тестирование. Программа даёт глубокие знания, а наставники могут увидеть слабые стороны обучающихся и скорректировать направление подготовки.

Другого дела для себя Александр не представляет. И стремится выполнять его на самом высоком уровне.

Автор: Марина Флегматова