В режиме повышенной готовности Звезда

В режиме повышенной готовности

Александр Текутьев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Батайск

Александр Текутьев предотвратил сход вагона

Машинист эксплуатационного локомотивного депо Батайск Александр Текутьев во время поездки с грузовым поездом № 2747 заметил во встречном поезде задымление колёсных пар вагона в головной части состава, о чём немедленно проинформировал бригаду встречного.

Благодаря бдительности и профессионализму Александра поезд был вовремя остановлен, угроза возможного схода вагона со всеми вытекающими отсюда тяжёлыми последствиями ликвидирована, а безопасность движения обеспечена.

Это произошло в 4 часа утра на 1196-м км участка Кизитеринка – Александровка.

Сейчас лето, и к этому времени уже рассвело.

Солнце ещё только показалось впереди по маршруту следования поезда и слегка било машинисту в глаза, но пока ещё не мешало хорошей видимости. Да и машинист был, как всегда, начеку и готов к любым неожиданностям в пути. Сказывались хорошая выучка, опыт и профессионализм.

– При скрещении с чётным грузовым поездом я сразу понял, что в идущем мимо меня составе что-то не так, – вспоминает Александр Текутьев. – Мы тщательно изучаем теорию и различные нестандартные ситуации, которые могут произойти в пути, а также возможные дефекты и неисправности в поезде. Знаем об этом, я бы сказал всё, или почти всё, но на практике хотелось бы с этим не встречаться.

Машинист рассказал, что за свой десятилетний стаж работы на транспорте он редко попадал в нестандартные ситуации. Когда что-то такое происходит, то требует от локомотивной бригады концентрации, выдержки и принятия быстрого и единственно верного решения. Так и произошло в данной ситуации.

– За годы поездок мне доводилось видеть разное, – говорит машинист. – Но то, что я увидел в том рейсе, было особым: оранжевое пятно и оранжевый круг в районе колёсной пары движущегося вагона. И я не понял, то ли это были такие большие искры, то ли металл раскалился до такой степени.

В любом случае серьёзная угроза безопасности движения поездов была налицо.

Рассказывая о пережитом в те минуты, машинист добавил, что в его практике были случаи, как и у любого другого машиниста, когда срабатывали тормоза или устройство КТСМ, но таких серьёзных ситуаций ему раньше не встречалось.

Откуда шло искрение, точно определить на скорости, которая к тому же увеличивается при скрещении поездов, трудно. (Александр вёл поезд со скоростью 70 км/ч и у встречного была такая же).

Машинист встречного поезда, получив информацию о подозрительном вагоне, предпринял все необходимые в этом случае меры и остановился. Позже при осмотре этого состава локомотивной бригадой в 18-м вагоне (№ 56282510) был выявлен нагрев буксового узла 2-й колёсной пары слева. А при осмотре, который произвёл прибывший на место осмотрщик, обнаружены деформация смотровой крышки, разрушение крепления буксового узла, разрушение переднего и заднего подшипников, сдвиг буксы относительно лабиринтного кольца на 70 мм.

Понятно, что такой вагон мог в любую минуту сойти с рельсов и создать серьёзную аварийную ситуацию. Но этого не случилось благодаря бдительности машиниста Текутьева.

Машинист-инструктор Андрей Вавилин отзывается об этом машинисте только положительно.

– Когда я узнал, что Александр увидел на ходу неисправность в вагоне встречного поезда и принял все необходимые меры, благодаря чему не произошло возможного крушения, я не удивился, – говорит Андрей Вавилин. – Этот машинист является крепким профессионалом.

Руководитель колонны считает машиниста ответственным, доброжелательным, требовательным к себе и другим в выполнении должностных обязанностей.

– Вопросов к нему по работе у меня, как у машиниста-инструктора, нет, – говорит Андрей Вавилин. – Он любит свою профессию, относится к ней с душой, постоянно повышает свой профессиональный уровень и пользуется в коллективе уважением. Выполняет все основные показатели, в частности, участковую и техническую скорости. Не имеет нарушений по безопасности движения. Всё в порядке у него и с экономией электроэнергии, которой он регулярно добивается.

В детстве Александр проживал с родителями в станице Тацинской. После 9-го класса школы, в 2005 году, имея направление на обучение из бывшего эксплуатационного локомотивного депо Морозовская, которое сейчас преобразовано в эксплуатационный цех при депо Лихая, поступил и окончил техникум при РГУПСе (в 2009 году).

Потом служил в армии. А после демобилизации устроился в эксплуатационное локомотивное депо Батайск. Сегодня Александр Текутьев трудится в грузовом движении. Водит поезда по всем участкам, которые обслуживает его депо. Таким образом, он работает на железной дороге с 2010 года. Первое время помощником, набирался знаний и навыков.

Он отправился в поездку в качестве машиниста через 4 года после того как пришёл в депо, в 2014 году. Во время работы он продолжал учиться.

Полученных в техникуме знаний ему было недостаточно, хотелось большего. Тогда он поступил и в 2016 году окончил заочно электромеханический факультет РГУПСа. У него были хорошие наставники, а теперь он уже и сам воспитывает молодёжь.

Его отец Сергей Текутьев – тоже машинист. И когда Александр был ещё ребёнком, отец много рассказывал ему о железной дороге, о поездках, делился знаниями и впечатлениями о работе. Он и стал примером для подражания и первым наставником Александра.

Кстати, отец трудится на предприятии до сих пор, хотя уже достиг пенсионного возраста. Он машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Лихая и по-прежнему проживает в Тацинской.

– Благодаря влиянию отца я пошёл трудиться в локомотивное депо и стал машинистом, – говорит Александр. – Были мысли о морской военной службе, но я всё же предпочёл железную дорогу и никогда впоследствии об этом не жалел.

В депо Батайск трудится и родной брат Александра, он помощник машиниста электровоза. Супруга Александра Ольга Текутьева тоже работает на железной дороге, в Ростовской дистанции электроснабжения.

Супруги воспитывают дочь. Проживают в Койсуге.

– Каждый раз отправляясь в рейс, мысленно говоришь себе, что всё будет по плану, – признаётся машинист. – И так действительно бывает почти каждый раз, но иногда случается ЧП, и к нему нужно быть готовым.

За своевременные и квалифицированные действия, позволившие избежать серьёзных последствий при случае отцепки вагона от поезда на перегоне Александровка – Кизитеринка, машинист Александр Текутьев был награждён Почётной грамотой Северо-Кавказской железной дороги с выдачей денежной премии.
Автор: Александр Панченко