Взгляд профессионалов Куйбышевский железнодорожник

Взгляд профессионалов

Алексей Калабин и Сергей Гаев, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Самара

Локомотивная бригада предотвратила аварийную ситуацию

Работники эксплуатационного локомотивного депо Самара – машинист Алексей Калабин и помощник машиниста Сергей Гаев – спасли свой тепловоз от неминуемой беды, обнаружив трещину на бандаже колёсной пары. Трудновыявляемый дефект потенциально угрожал безопасности движения и мог привести к негативным последствиям.

Произошло это 3 декабря прошлого года, когда тепловоз ЧМЭ3Т № 7434 был задействован в хозяйственных работах в Северном парке станции Самара.

«Очередная рабочая смена, которая не предвещала никаких неожиданностей, – вспоминает события того дня Алексей Калабин. – Предыдущей бригадой, работавшей на этом тепловозе до нас, замечаний по экипажной части выявлено не было. Да и мы при приёмке не обнаружили неисправности. В 13.05 перед маневровыми работами начали штатный осмотр локомотива, который в течение смены проводится несколько раз. Я находился в кабине, контролируя работу приборов, наличие топлива, масла, песка и прочих необходимых компонентов, а помощник отправился осматривать тепловоз снаружи. Через некоторое время Сергей попросил меня подойти к нему и указал на трещину в бандаже четвёртой колёсной пары с левой стороны. Она была довольно-таки внушительных размеров. Признаться, за 25 лет поездной работы о таких дефектах я только слышал, а в реальности столкнулся впервые».

Надо сказать, что даже для опытного специалиста выявить такую трещину – дело непростое. А Сергей к тому времени проработал в депо чуть больше года.

«Я всегда тщательно осматриваю все детали, – говорит помощник машиниста. – Но заметить дефект помогло ещё и то, что колесо было развёрнуто так, что трещина оказалась в поле моего зрения. Сначала подумал, что показалось. Наклонился ниже и понял, что не ошибся».

Такая неисправность могла в любой момент повлечь за собой большую беду. Если бы колесо разрушилось в процессе эксплуатации тепловоза, сход был бы неизбежен.

Следуя должностной инструкции, машинист сразу же связался не только с дежурным по парку, но и с руководством своего предприятия. На место тут же прибыли начальник эксплуатационного локомотивного депо Самара Андрей Стифоров и начальник сервисного локомотивного депо Самара Ярослав Ивахненко. Чтобы избежать вероятности негативного влияния на обслуживаемом бригадой участке, было принято решение о перестановке тепловоза в депо.

«Мы двигались с минимальной скоростью – 3–5 км/ч, – рассказывает машинист. – Мастер колёсного цеха вёл визуальный осмотр на всём пути следования. Мы находились совсем недалеко от депо, «эвакуация» заняла не так уж много времени, но все мы испытывали колоссальное напряжение».

Заместитель начальника эксплуатационного депо Самара по кадрам и социальным вопросам Юрий Белов, узнав об этой ситуации, предложил выступить с ходатайством о поощрении локомотивной бригады за чёткие и грамотные действия перед руководством Куйбышевской дирекции тяги.

Сами рассказчики большого значения своему поступку не придают. Говорят, что просто выполняли работу, а бдительность и внимательность при любых обстоятельствах считают золотым правилом для любой локомотивной бригады.

Алексей Калабин трудится на магистрали уже 26 лет, хотя в профессию пришёл в общем-то случайно. Не прошёл по конкурсу в институт и за компанию с другом поступил в железнодорожное училище. В итоге товарищ довольно-таки быстро разочаровался в выбранном пути, а Калабину эта работа пришлась по душе.

У машиниста первого класса богатый опыт вождения как грузовых, так и пассажирских составов.

«В каждом виде движения есть свои плюсы, – убеждён он. – В молодости меня привлекала романтика дальних поездок, особенно нравились рейсы на Уфу. Там сложный профиль пути, поэтому скорости умеренные и есть возможность понаблюдать за красотой природы. Другое дело – дорога на Рузаевку, там более скоростное движение и картинки за окном мелькают очень быстро. Поскольку живу я в Безенчуке, график работы всегда доставлял определённые неудобства. С возрастом это стало ощущаться острее, поэтому два года назад перешёл в хозяйственное движение. Привлекает то, что здесь более упорядоченный режим работы, а маршруты менее продолжительные. Работаю в тесной связке с путейцами, вместе с ними выезжаю на «окна». И это не менее интересно, ведь нужно оперативно принимать решения. Во время работы могут возникнуть различные ситуации, главное – не растеряться, сохранять выдержку, выполнять необходимые действия. Помогают знания и опыт».

Сергею Гаеву тоже по душе работа в хозяйственном движении. Железнодорожником он стал по примеру своего родственника Константина Носкова, который прошёл путь от помощника машиниста до начальника локомотивного депо. После окончания профильного техникума и службы в армии Сергей с 2018 года начал работать на Куйбышевской железной дороге.

«С теплотой вспоминаю своего наставника, машиниста Сергея Михайловича Хаванова. Это профессионал высокого класса, практик с большим стажем, который научил меня многим тонкостям дела и личным примером показывал, каким должен быть настоящий локомотивщик, – говорит собеседник. – Он приучил меня быть ответственным, взвешивать каждое слово и внимательно относиться ко всем своим действиям».

Недавно Гаев стал на один шаг ближе к своей мечте – встать за правое крыло локомотива, пройдя дополнительное обучение и получив права на управление тепловозом. А в ближайших планах у него – поступление в Самарский государственный университет путей сообщения.

Автор: Светлана Мяченкова