Верный профессии Железнодорожник Поволжья

Верный профессии

Леонид Вебер, оператор дефектоскопной тележки Чирской дистанции пути

Леонид Вебер награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

В Чирской дистанции пути Леонид Вебер трудится 39 лет. На протяжении большей части этого времени он занимался сплошным контролем состояния рельсов. Сейчас ему доверена вторичная проверка. Работа железнодорожника по праву получила высокую оценку на государственном уровне.

Леонид впервые увидел железную дорогу в 17 лет. Его семья жила вдали от стальной магистрали, в одном из башкирских посёлков. Затем Веберы переехали в посёлок Волгодонской Волгоградской области. Железная дорога разделяет его пополам. Старшая сестра Леонида, Тамара, устроилась дежурной по станции Кривомузгинская. Её примеру последовали два брата.

Отслуживший в рядах Советской Армии Леонид получил профессию шофёра и уехал на заработки в Краснодарский край. Спустя год вернулся и устроился в Чирскую дистанцию пути оператором дефектоскопной тележки. Это был 1981 год. С тех пор Вебер трудится в одной должности, накопив немалый опыт работы с различными комплексами диагностики.

– Когда я только пришёл в цех дефектоскопии, мне сразу дали дефектоскопную тележку. Конечно, опытные коллеги подсказывали, что и как нужно делать, не без этого. Сейчас же для допуска к комплексу нужно пройти трёхмесячные курсы. Поэтому можно сказать, что раньше было проще, но в то же время и ответственности больше, – считает герой очерка. – Старые аппараты работали без регистраторов, не было штата шифровальщиков и автоблокировки рельсов. Мы оказывались единственными, кто мог обнаружить дефекты.

По воспоминаниям Вебера, его наставники с одного взгляда могли определить трещину в металле рельса Р-50. Как отмечает собеседник, тогда использовалась аппаратура простая и ненадёжная. Выявить изъян оператору помогали всего три канала. Работникам приходилось полагаться на интуицию, и она их редко подводила.

– Мой напарник видел, что стык подвисает. Подходил к нему ближе и в самом деле обнаруживал там трещину, – рассказывает Леонид Виллиевич. – У таких наставников я и учился, а ещё каждые три года проходил курсы повышения квалификации. По сварным стыкам и вторичному контролю так и вовсе знания проверяют ежегодно.

В далёких 1980-х годах Леонид Виллиевич и сам обнаруживал дефекты, доверяя не столько технике, сколько чутью и опыту.

– Идёшь по путям. Катишь тележку по стыкам. Вдруг слышишь непорядок. Стучишь молотком по рельсу. Тот не отскакивает. Сразу понимаешь: это трещина. Проверяешь – действительно, от болтов до торца, – вспоминает дефектоскопист. – Наша профессия безответственности не терпит. Все понимают: халатность грозит жизням людей и без­опасности движения. Если мы не выявим дефект, то этого не сделает никто. Так работали старики. Они говорили: «Смотри внимательно, чтобы беды не нажить». Так и мы теперь личным примером учим своих молодых коллег.

Леонид Вебер охотно делится опытом. Он прививает молодёжи любовь к профессии и чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей. Только с 2015-го по 2019 год он подготовил к самостоятельной работе четырёх операторов дефектоскопной тележки, которые успешно трудятся в дистанции. За три десятилетия многое изменилось: применяются новые материалы, заменено не одно поколение дефектоскопов. На смену УЗД М-6М, которые подавали сигналы только по трём каналам, пришли «Поиск-2» и «Поиск-10», а затем РДМ-2. Теперь Вебер осуществляет вторичный контроль с РДМ-33.

План проведения вторичного контроля Леонид Вебер выполняет на 100%. В 2017 году сделал 496 отметок, в 2018-м – 642, а в 2019-м – 651. Он соблюдает график проверки пути дефектоскопными тележками: ежегодно до 320 км. Производительность его труда регулярно повышается. В 2020 году она составляет 101,4%. Благодаря чёткому соблюдению технологических процессов по обеспечению безопасности движения поездов на обслуживаемом Вебером участке последние четыре года выявляются все остродефектные рельсы. С 2016-го по 2018 годы коллектив, в котором трудится Леонид Виллиевич, поощрялся как лучшая бригада.

Вебер ищет способы усовершенствовать производство работ по текущему содержанию пути. Вместе с наладчиком Владимиром Дёмкиным предложил переделать датчик пути Авикона-01 под Авикон-11, а также создать приспособления для очистки контактирующей жидкости с поверхности катания головки рельса на РДМ. Рационализаторские идеи применяются в работе и повышают производительность труда.

– На вторичный контроль мы назначаем самых опытных сотрудников, которые подтвердили свои знания. Леонид Виллиевич соответствует требованиям и профессионально справляется с поставленными задачами. Я работаю с ним с 2007 года, и за это время он ни разу не подвёл. Зарекомендовал себя с лучшей стороны. Так скажет каждый сотрудник нашего участка, – отзывается начальник участка диагностики Алексей Манихин. – Отмечу, что Вебер был моим наставником во время производственной практики. Он тогда осуществлял сплошной контроль пути с помощью дефектоскопной тележки РДМ-2. Ежедневно мы выходили на перегон Чир – Кривомузгинская. Он рассказывал, как настраивать дефектоскоп, заполнять журналы, а самое главное – как правильно выявлять дефекты. Эти знания мне пригодились и на сдаче экзаменов, и в дальнейшей работе.

Три десятилетия Леонид Вебер трудился вместе с супругой Еленой. Год назад она ушла на заслуженный отдых.

– Многие спрашивали, а каково это – и в быту, и на работе быть с одним и тем же человеком. А мне нравилось. У нас не возникало профессиональных трений. Мы понимали друг друга без лишних слов, – говорит собеседник. – Нам вместе хорошо и работать, и отдыхать.

– Благодаря своим деловым качествам, трудолюбию, отзывчивости, умению создать хорошую атмосферу в коллективе Леонид Виллиевич пользуется заслуженным уважением и авторитетом среди коллег, – говорит заместитель начальника Чирской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Наталья Павлова. – За время трудовой деятельности на железнодорожном транспорте он зарекомендовал себя технически грамотным, инициативным, дисциплинированным работником, обладающим большим трудолюбием и высоким профессионализмом.
Автор: Любовь Каретникова