Остановить поезд Призыв

Остановить поезд

Сергей Шевченко, бригадир Кувандыкской дистанции пути

Быстрая реакция работника путевого комплекса помогла предотвратить серьёзные последствия для инфраструктуры ЮУЖД

14 апреля бригадир Кувандыкской дистанции пути Сергей Шевченко в проходящем контейнерном поезде увидел сошедшую тележку одной из платформ. Путеец принял все меры для остановки состава и тем самым предотвратил более тяжёлые последствия.

В этот день группа монтёров во главе с Сергеем Шевченко выполняла на перегоне обычные плановые работы по выправке пути и ликвидировала выявленное пучинное место.

– Было примерно 12 часов 30 минут по московскому времени. Мы уже практически заканчивали работы, когда сигналист Хайдар Казбиков сообщил мне по радиосвязи, что по нечётному пути приближается грузовой поезд. Естественно, я тут же отошёл на безопасное расстояние и приготовился, как предписано инструкцией и выработавшейся многолетней привычкой, наблюдать за проходящим составом, – рассказывает со всеми подробностями бригадир Сергей Шевченко.

Мимо путейца проследовал электровоз, а потом специализированные платформы с находящимися на них крупнотоннажными контейнерами. Пока ничего опасного и угрожающего безопасности движения в поезде Сергей Шевченко не заметил. Оставалось проводить только хвост состава.

– И тут в одной из платформ увидел первую по ходу движения сошедшую тележку. Вагон находился от меня примерно в пятидесяти метрах. Было хорошо видно, как одна половина тележки катилась по рельсовой колее, а колёса второй части – по концам шпал, находящимся со стороны поля. Но самое опасное было в том, что в любую секунду она могла стать поперёк движения и тогда последствия могли быть самые непредсказуемые, – продолжает рассказывать о происшествии Сергей Шевченко.

Бригадир признался, что ему за годы работы на железной дороге ещё ни разу не доводилось быть свидетелем ситуации, которая настолько сильно угрожала бы безопасности движения поездов, и он в первое мгновение даже немного растерялся. Но это состояние длилось доли секунды. Сергей Шевченко тут же взял себя в руки. В голове была только одна мысль – как можно быстрее остановить поезд. Бригадир прекрасно понимал, что дальнейшее развитие событий в конечном итоге зависит от того, насколько оперативно он отреагирует и предпримет необходимые меры.

– Ситуация осложнялась тем, что машинист начал постепенно набирать скорость. Дело в том, что у нас нет возможности напрямую связаться с локомотивной бригадой, а действовать можно только через посредника. Поэтому вызвал дежурную по станции Медногорск и доложил о том, что произошло, – вспоминает подробности Сергей Шевченко.

Она коротко ответила, что всё понятно, и тут же по радиосвязи вышла на машиниста Александра Безъязыкова, который после полученного сообщения о ЧП тут же применил служебное торможение, а дежурная, соответственно, сразу же закрыла перегон для движения. После того как бригадир доложил обо всём увиденном дежурной по станции, у него словно гора с плеч свалилась. В данной ситуации он сделал всё, что от него зависело. А остальное, как говорится, уже было делом техники. Следующее решение находилось в зоне ответственности другого звена в цепочке, отвечающей за безопасность.

Когда волнение немного спало, бригадир приступил к выполнению своих непосредственных профессиональных обязанностей и пошёл вперед с осмотром, чтобы лично оценить повреждения, которые были нанесены верхнему строению пути сошедшей вагонной тележкой. До того места, где остановился состав, ему предстояло пройти около километра. Железнодорожник внимательно осматривал путь и фиксировал неисправности. К злополучному вагону бригадир подошёл практически одновременно с машинистом и продолжал дальше действовать по инструкции. Сергей Шевченко первым делом опять связался с дежурной по станции Медногорск и пояснил, что тележка сошла в сторону поля, габарит по чётному соседнему пути не нарушен и можно беспрепятственно пропускать поезда. Контейнер тоже находился на штатном месте и был надёжно закреплён. Затем бригадир подошёл к сошедшей тележке и, как заправский вагонник, начал её осматривать. Видимых причин, по которым тележка вышла из строя, он не обнаружил. Боковая рама цела, ось и гребни колёс тоже в порядке. Он предположил, что, возможно, неисправен узел пятник – подпятник, и оказался близок к истине. Техническая комиссия подтвердила его предварительные выводы. В том, что бригадир сразу же начал внимательно осматривать тележку, в общем-то, нет ничего удивительного. Оказывается, Шевченко по основному образованию… вагонник.

Железнодорожнику 40 лет. Он всегда мечтал быть вагонником. Поэтому планировал получить соответствующее образование. На железную дорогу пришёл в 2004 году. Но жизненные обстоятельства сложились так, что в 2009-м устроился в Кувандыкскую дистанцию пути в качестве монтёра, а десять лет назад возглавил бригаду по неотложным работам. В 2012 году Шевченко окончил Самарский государственный университет по специальности «вагоны и вагонное хозяйство». И, несмотря на то что получил профессию, о которой мечтал, решил посвятить себя путейскому делу и продолжает в нём совершенствоваться.

Он убеждён, что ничего из ряда вон выходящего не совершил. Просто в этот момент именно он с бригадой оказался на этом перегоне, чтобы провести плановые работы по выправке пути. Будь на его месте другой работник стальных магистралей, он бы действовал точно так же и обязательно предпринял все меры для остановки поезда, чтобы не допустить более тяжёлых последствий.

Автор: Вячеслав Чеботько