Столкновение на рельсах Волжская магистраль

Столкновение на рельсах

Раниф Шайхиев, дежурный по переезду Казанской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры

Раниф Шайхиев предотвратил аварийную ситуацию на переезде



Дежурный по переезду Раниф Шайхиев в апреле нынешнего года предотвратил столкновение автомобилей с поездом. «КАМАЗ» наехал на легковой автомобиль на железнодорожных путях и заблокировал движение на переезде. Разобраться в ситуации надо было оперативно, через несколько минут здесь должны были проследовать два поезда.

Раниф Шайхиев только вышел на дежурство на переезд 930-й км перегона Кукмор – Вятские Поляны 8 апреля в ночную смену, как услышал шум и скрежет – «КАМАЗ» протащил мимо поста, впереди себя, белый легковой автомобиль – такси. Буквально вытолкал его на рельсы.

«Я думаю, такси оказалось вне зоны видимости водителя грузовика. Похоже, «КАМАЗ» врезался правой стороной в заднюю часть легковушки. Такси развернуло поперёк дороги, и «КАМАЗ» вот так, боком, и вытолкал его на пути. Я выбежал на улицу, кричал, махал руками. Водитель такси сигналил. Может, шофёр в «КАМАЗе» заметил меня, может, в конце концов услышал сигнал. Остановился. Таксист (он ехал без пассажиров) выйти из машины не мог», – восстанавливает события того вечера дежурный по переезду.

Первая мысль – нажать на кнопку заградительной сигнализации. Даже не мысль. После 11 лет работы на переезде действуешь на автомате. Для поездов загорелся красный. Опустились шлагбаумы, поднялись плиты УЗП. Одна кнопка полностью перекрывает движение по переезду – и автотранспорта, и поездов.

«Я сначала нажимаю, а потом разбираюсь. Водителей это раздражает. Говорят: можно было… А если «не можно»? Нас так учили – я так и действую. Вне зависимости от того, есть поезд на подходе или нет его», – поясняет Раниф.

Побежал к телефону – вызвать машиниста и доложить дежурному по станции Кукмор.

Когда Шайхиев подошёл к машине, водителю уже помогли выйти из неё, вызвали скорую. Водитель «КАМАЗа», похоже, не торопился освобождать пути: ждал ГИБДД.

«А если ГИБДД будет час сюда добираться?» – спросил Шайхиев. Доводы о размерах штрафа за остановленное движение возымели действие. Заработали смартфоны собравшихся к тому моменту водителей автотранспорта, последствия ДТП были зафиксированы.

Дальнейшие действия тоже отработаны годами. Раниф дополнительно перегородил дорогу ручными шлагбаумами, перекрыв её полностью. И только после этого нажал на кнопку «Нормализация». Плиты УЗП опустились, и «КАМАЗ» съ­ехал с рельсов, освободил пути.

Дежурный взял фонарь, осмотрел настил, рельсы, желоба. Всё в порядке. Отжал кнопку включения заграждения и сообщил об открытии движения поездов.

«А работники ГИБДД и в самом деле долго ехали. Или мне просто так показалось? Мой начальник, Василий Витальевич Фавыков, мастер, раньше приехал. И два поезда проследовали через переезд за это время», – вспоминает дежурный.

На железную дорогу Раниф Шайхиев пришёл в середине 1990-х, продолжив семейную традицию. Родители работали в Казанской дистанции пути. Мама была техником, дежурным по переезду. Сейчас тот переезд, куда он приходил к ней мальчишкой, закрыли: неподалёку построен путепровод. Отец работал монтёром пути.

За путейский инструмент взялся и Раниф, когда пришло время определяться с работой. В те времена предприятия закрывались одно за другим, железная дорога оставалась островком стабильности. С одной зарплаты, вспоминает мой собеседник, он тогда купил телевизор. Сначала работал монтёром пути, а последние 11 лет – дежурным по переезду.

Монтёром тяжело работать физически, а дежурный устаёт морально, признаётся Раниф Шайхиев. Нельзя допустить, чтобы внимание притупилось от монотонного движения автомобиля. И приходится сдерживать себя, когда этот поток упорно игнорирует запрещающий сигнал светофора и продвигается вперёд до последнего, пока не поднимется плита УЗП и не опустится шлагбаум. Иной раз машина оказывается как в ловушке между плитами, поднятыми с обеих сторон переезда. И начинается: «Дяденька, отпустите, пожалуйста».

«Как будто я его специально поймал», – усмехается Раниф Шайхиев.

За 11 лет он успел поработать чуть ли не на всех переездах Казанской дистанции пути. Самые тяжёлые времена – когда был дежурным на 815-м км: это в 100 км от дома, три часа добираться. Потом там построили путепровод, а переезд закрыли. Сейчас его пост – на 930-м км перегона Кукмор – Вятские Поляны. Дорога на работу занимает полчаса на пригородном поезде.

Ситуации на пересечении железной и автомобильной дорог складываются самые непредсказуемые. Раниф вспоминает переезд 815-й км, рядом с Казанью. Тот самый, до которого три часа добирался. Во время его дежурства иномарка рванула на высокой скорости вперёд, когда шлагбаумы уже опустились, а плиты УЗП ещё не поднялись. Не успела. Врезалась в плиту. Капот – всмятку. Водитель, молодой парень, прибежал разбираться. На дежурного – с кулаками.

«А у нас там лопата, ломик стоит. Я сразу за лопату, если придётся защищаться», – вспоминает Раниф Шайхиев.

Но до рукоприкладства не дошло. Дежурный сумел найти правильные слова и охладить пыл нарушителя.

А недавно, 20 июня, на переезде 930-й км заглохла легковушка – прямо на путях. Движение автотранспорта остановилось. Выстроилась вереница машин. Водитель растерялся: пытается вытолкать машину с рельсов, да не в ту сторону, – не получается. В этот момент сработала звуковая сигнализация: приближается поезд. Дежурный Шайхиев сорвал пломбу с кнопки включения заградительной сигнализации, убедился, что она сработала, и – звонить машинисту и дежурному по станции.

После апрельского случая на переезде руководство дистанции представило Ранифа Шайхиева к поощрению «за проявленную инициативу по предотвращению аварийной ситуации, которая могла привести к наезду подвижного состава на транспорт и травмированию людей».

Автор: Марина Галкина