Отвёл беду, рискуя жизнью Волжская магистраль

Отвёл беду, рискуя жизнью

Николай Судьин, дорожный мастер Арзамасской дистанции пути (ПЧ-16)

Дорожный мастер Николай Судьин оказался среди тех, кто смог потушить электровоз, за которым находилось 72 цистерны с бензином

Отправляясь на предприятия Горьковской дороги в поисках героя на рубрику «Доска почёта», мы не всегда находим его легко. А всё потому, что нам нужен не просто заслуженный человек, а работник, совершивший особый поступок. Но накануне Дня железнодорожника такой герой появился. В службе пути Горьковской ДИ сообщили: на днях, 20 июля, на станции Тёша дорожный мастер из Арзамасской дистанции пути 43-летний Николай Судьин оказался среди тех, кто смог потушить электровоз ВЛ80С, за которым находилось 72 цистерны… с бензином.

Во время разговора с участниками событий все в один голос говорили: чудом удалось избежать беды. Если бы огонь или хотя бы искра перекинулась на состав, мог бы случиться взрыв… А ведь, задуматься, только в одной цистерне 68 кубометров топлива. Это цифры. Ещё больше эмоций вызывало видео этого происшествия, выложенное в социальной сети «ВКонтакте». Кому-то из участников происходящего удалось снять, как трактор, буквально поднимаясь на дыбы, пытается отчаянно оттащить локомотив от состава с горючим. Теперь уже можно сказать – к счастью, всё обошлось! И, в первую очередь, благодаря тому, что в считаные минуты на месте ЧП оказался расчёт поселковой пожарной части и дорожный мастер ПЧ-16, которые пришли на выручку локомотивной бригаде. Видя активное возгорание электровоза и, понимая, что за груз стоит на пути, никто из них не покинул железнодорожных путей. 

Первый сигнал о возгорании по станции Тёша поступил в дистанцию в 19.50, уже после окончания рабочего дня. За участок Тёша – Венец ответственным является дорожный мастер Николай Судьин, который и живет здесь же, в посёлке. Именно ему позвонил начальник участка дистанции и вызвал на место.

– Посмотрел: хвост – целый, а с другой стороны – задымление, – вспоминает тот день Николай. – Через какое-от время пламя стало вырываться наружу.

Оценив ситуацию, он оперативно доложил руководству ПЧ: горит  двухсекционный локомотив, поезд – гружёный, наливной. Понимали, что электровоз уже не спасёшь, поэтому было решено спасать состав от него. Ведь в цистернах – топливо. Сначала «забашмачили», затем отцепили. Общими силами локомотивщиков и пожарных вручную оттащили электровоз от состава на десять шагов. Ни паники, ни суеты. Действовали слаженно и быстро. Один из пожарных пригнал на станцию свой личный трактор, который, опрокидываясь на задние колёса, всё-таки оттянул горящий электровоз ещё метров на десять.

– Пожарные – молодцы, я не спорю, – говорит главный инженер ПЧ-16 Михаил Чернов. – Но наш человек стал ключевым звеном, помог и локомотивной бригаде, и пожарным, а также держал в курсе происходящего через дежурную по станции поездного диспетчера и оказывал помощь по восстановлению движения поездов. Учитывая все наши рекомендации, сделал всё грамотно и верно.    

Позже, на разборе, выяснилось, что в электровозе было замыкание. Стало плавиться оборудование, что повлекло за собой дальнейшее возгорание. Бригада применила два огнетушителя, но это не помогло – пламя перекинулось на вторую секцию электровоза. После того, как локомотив оттянули на безопасное расстояние, было принято решение отключить напряжение и тушить возгорание из пожарных расчётов.

– Такого ЧП на нашей станции не было никогда, – делится пережитым заступившая в тот день на смену дежурная по станции Тёша Елена Зотова. – Очень выручил дорожный мастер, который сообщал мне о происходящем, что позволило мне не оставлять пост и оперативно доводить информацию о возгорании до диспетчеров и других служб дороги. Спасло и то, что так быстро прибыли пожарные.

Железнодорожный пожарный поезд тоже был поднят по тревоге, но первым прибыл всё-таки местный расчёт. К счастью, в небольшом посёлке Тёша, где проживает не более тысячи человек, пожарную часть не расформировали, как в других населённых пунктах. В итоге на всю операцию ушло не больше 15 минут. Хотя всем казалось, что прошла целая вечность. Серьёзной задержки движения не возникло. Вскоре по третьему пути, объезжая злополучный состав, пошли первые поезда.

– За 12 лет, что я работаю на дороге, случалось разное, – говорит путеец. – И обрывы контактной сети, и сплывы откосов выемок, но такое – впервые. Хорошо, что всё сложилось именно так, а не иначе. Справились с ситуацией дружно.

Сегодня, вспоминая хронологию того тяжёлого дня, Николай Судьин, уроженец посёлка Тёша, рад, что где родился, там и пригодился. Здесь у него семья, жена – учитель, две дочки – студентка и школьница. И он, применив свои знания, волю и выдержку, смог отвести беду от родной станции и односельчан. В настоящее время в Горьковской ДИ решается вопрос о награждении дорожного мастера ПЧ-16.
Автор: Ольга Шаронова