Машины разные – любовь одна Октябрьская магистраль

Машины разные – любовь одна

Александр Антонов, машинист паровоза эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги

Указом президента России Александру Антонову присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта РФ»

Указом президента России Владимира Путина за заслуги в области транспорта и многолетнюю добросовестную работу машинисту паровоза эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги Александру Антонову присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта РФ».

В отрасли Александр Георгиевич уже 46 лет, при этом все эти годы он трудится на одном предприятии – Санкт-Петербург-Финляндском локомотивном депо. В 1976-м, придя на «железку», устроился слесарем и ремонтировал теп­ловозы и электровозы, получил четвёртый разряд, а в 1980-м пошёл учиться на машиниста. Спустя два года сдал на права управления тепловозом и ещё через два года «сел за руль».

Как говорит Антонов, выбирая профессию, последовал порыву души и при­меру родственников: семья – железнодорожная. Мама трудилась в товарной конторе на станции Мга, папа – в водоснабжении, а дед – паровозным мастером, и во время Великой Отечественной состоял в бригадах формирования: устранял неисправности в поезде непосредственно во время движения, находясь под постоянными бомбёжками.

Профессиональная жизнь Антонова сконцентрировалась на одной из главных станций магистрали – Мге, откуда, как артерии, расходятся грузовые линии. Он состоял в Мгинской колонне машинистов и обслуживал участки до Киришей, Фрезерного, Шушар, Волховстроя, проезжая в смену более 200 км: «Возили преимущественно налив. И тогда, и теперь движение здесь интенсивное, однако в 1980-е поезда весили около 4 тыс. тонн, что по нынешним меркам мало, однако для того времени это был ощутимый объём».

Затем постепенно электрифицировали линию на Усть-Лугу, и Антонова назначили помощником машинис­та электровоза: с «двойной Машки» он пересел на ВЛ23. Быстро освоить новую технику помогли слесарские навыки, ведь он знал, как срабатывают контакторы, как их проверить. В итоге на тепловозах он отработал два десятка лет, ещё 10 лет – на электровозах, освоив практически все серии. За это время Александр Георгиевич проехал более 5 млн км безаварийного пробега.

С паровозом он познакомился в конце 1980-х случайно: приходилось им отапливать станцию в 30-градусный мороз. «Машинист-инструктор мне предложил получить права управления, а я и согласился. Тогда учиться было проще, главное, чтобы грамотный наставник «натаскал», объяснил тонкости, а дальше дело за малым – сдать экзамен комиссии», – говорит Антонов. В итоге он освоил серии КП, ОВ, ЭР, СО, Л, П-36 и другие, а сейчас трудится на маленьком и юрком маневровом паровозе серии 9П: ставит локомотивы на ремонтные позиции.

Зная устройство разных машин, любимчиков среди них он не выделяет. Разве что более трепетно относится к паровозам. «Смотрю на ЭУ 1928 года постройки, который прошёл войну, на поставленные заплатки, и думаю – а вдруг на нём дед служил, и это он его ремонтировал? Или мама в эвакуацию отправлялась в одном из эшелонов?.. На тепловозах и электровозах прошла моя молодость, поэтому они мне дороги. А паровоз – это история, у которой есть душа», – улыбается машинист.

При этом он отмечает, что труд на паровозе более тяжёлый: его движение напрямую зависит от слаженности действий бригады. «На тепловозе и электровозе помощник машиниста отвечает за соблюдение регламента, следит за сигналами, предупреждениями, он действительно второй, а вот на паровозе помощник – главный человек! Он должен знать, как держать пар и воду, следить за углём и правильностью топки, а основной физический труд – на кочегаре. Вдобавок, условия труда у нас менее комфортные: повсюду грязь от угля, а летом в будке невыносимая жара. Многие думают, что и зимой у нас тепло – да как бы не так! Задувает со всех сторон, – говорит Антонов. – Современные машины комфортные, оборудованы системами, которые самодиагностируются, а паровозы в большинстве конструкции 1930–50-х годов, за ними нужен глаз да глаз и чуткое, бережное обращение».

«Его бесценный опыт, лидерские качества и любовь к профессии позволили сохранить старые традиции паровозного движения. За почти полвека работы он подготовил 29 машинистов, которые обеспечивают в том числе и пассажирские перевозки. Александр Георгиевич также принимает активное участие в воспитании молодого поколения Малой Октябрьской железной дороги, прививая детям любовь к технике и профессии», – отзываются об Антонове руководители депо.

Кстати, за столь внушительный стаж и добросовестную службу на дороге Александра Георгиевича ожидает следующая награда: присуждение звания «Ветеран труда».
Автор: Ольга Беляева