Стихии Владимира Быкова
Владимир Быков, начальник пожарного поезда на станции ТаловаяМуза упорно прокладывала дорогу к персональным выставкам и почётному членству в Союзе художников – самобытные пейзажи Черноземья под кистью мастера оживали до пронзительной узнаваемости. Но судьба поставила Владимира в ряд огнеборцев и назвала в этой профессии лучшим в России, выделив из 306 коллег.
Он на судьбу не сетует. Не пройденную отцом творческую дорогу взялась дойти его красавица-дочка Машенька – студентка художественного отделения педуниверситета и президентская стипендиатка. До этого с красным дипломом, как и её отец когда-то Бобровское, Мария окончила Бутурлиновское художественно-графическое училище. В рабочем кабинете Владимира Быкова напоминанием о непреодолённой тяге к творчеству висит картина парусника, устремлённого в рассвет.
– Как, – спрашиваю начальника пожарного поезда на станции Таловая, – становятся лучшими в огнеборческой профессии, и почему вообще довелось сменить кисть художника на брандспойт пожарного?
– В том, что меня признали лучшим, – отвечает Владимир, – заслуга всего коллектива нашего пожарного поезда. Он хоть у нас и небольшой, 27 человек, но благодаря таким ответственным профессионалам, как Николай Андрющенко, Андрей Паринов, Борис Косинов, начальник отделения Александр Бондарев, заслуженный ветеран пожарной охраны, заместитель начальника пожарного поезда Александр Кончаков, наш поезд отлично работает и на выездах во время тушения пожаров и возгораний, и в профилактическом плане.
Как попал в пожарные? Наверное, судьба. Родился Владимир в крестьянской семье. После школы окончил художественное училище и стал работать художником-декоратором в колхозе. Потом 2 года преподавал детям изобразительное искусство и резьбу по дереву в районном Доме пионеров.
– Когда женился и родилась дочка, понял, что зарплатой художника семью не прокормишь. В поисках новой работы пришёл в пожарный поезд на станции Таловая, – рассказывает он. – Рядовым пожарным был 3 года, а затем меня направили в школу усовершенствования командного состава военизированной охраны. Учился и одновременно строил дом. До 2002 года работал инструктором по противопожарной профилактике, а потом доверили возглавить пожарный поезд.
Самым трудным для команды годом Владимир считает 2010-й, когда от бушующей стихии пришлось отстаивать энергоблоки Нововоронежской атомной электростанции, нефтебазу у Лисок, тушить полыхающие по всей Воронежской области лесные пожары. Памятью о том лете светится на груди медаль МЧС и медаль ведомства «За содружество во имя спасения». Благодарностью отметил пожарного губернатор Воронежской области, а 10 бойцов награждены медалью «Участнику тушения пожаров».
Не было спокойным для команды таловского пожарного поезда и лето 2015-го – тушили возгорания в полосе отвода железной дороги, обороняли от огня станцию Блочный Завод и тяговую подстанцию.
Коллеги Владимира Быкова вспоминают пожар у станции Тишанка, который им довелось пройти вместе. Тогда сильнейший ветер гнал шквал гудящего огня по полосе отвода прямо на посёлок. Жар стоял такой, что начали рваться мины и фугасы, затаившиеся в земле со времён Великой Отечественной. А в посёлке детсад, школа, объекты железной дороги! Пожарные шли укрощать огненную стихию вслед за своим командиром. Когда огонь сдался и пожарные отправились на станцию приписки, жители Тишанки стояли вдоль дороги и со слезами благодарности всем миром низко кланялись своим спасителям.
Инициативным, обладающим огромным профессиональным опытом и чутким к своим подчинённым характеризует Владимира Быкова начальник Лискинского отряда ведомственной охраны ЮВЖД Александр Корнилов. Подкрепляет свои слова внушительными фактами и цифрами. В сентябре 2018 года пожарные Таловой, не допустив человеческих жертв, успешно справились с пожаром в купе вагона пассажирского поезда № 133 Томск – Анапа. Самоотверженность Алексея Давыдова, Игоря Жабина, Олега Ляхова помогла справиться с возгоранием в течение 10 мин., не дав огню перекинуться на другие вагоны. Той же осенью удалось отстоять здание Таловской дистанции пути.
А сколько было предупреждённых возгораний и не произошедших ЧП на железнодорожном транспорте. В 2018 году коллективом поезда проверено противопожарное состояние 177 стационарных объектов, предложено реализовать 537 мероприятий по улучшению пожарной безопасности, проверено 660 локомотивов. По вопросам соблюдения норм и правил пожарной безопасности проинструктировано 407 работников железнодорожного транспорта.
Кропотливая профилактическая работа огнеборцев и их высокий профессионализм привели к тому, что пожарный поезд на станции Таловая вошёл в прошлом году в пятёрку лучших на российских железных дорогах, а Владимир Быков в 3-й раз удостоен почётного звания «Лучший начальник пожарного поезда».
…Спрашиваю Владимира, не тоскуют ли руки по кисти художника, не зовёт ли стихия творчества.
– Тоскуют и зовёт, – улыбается. – Да только времени для картин катастрофически не хватает.
Его коллеги рассказывают, что великолепные пейзажи, написанные их начальником в свободные от работы минуты, он дарит своим друзьям и знакомым.