Наставник, преданный своему делу Забайкальская магистраль

Наставник, преданный своему делу

Игорь Шароваров, машинист-наставник

Игорь Шароваров, можно сказать, работает на будущее Забайкальской дороги – он обучает юных машинистов на детской магистрали

Читинскую детскую железную дорогу с «большой» магистралью роднит, кроме всего прочего, то обстоятельство, что и там, и тут на первом месте – безопасность движения и людей. Тем более, что ЧДЖД имеет дело с детьми и подростками. Обеспечить их безопасность, дать им качественные знания, привить интерес и любовь к железнодорожным профессиям – задачи машиниста-наставника ЧДЖД Игоря Шароварова. От того, насколько он будет внимателен и последователен в обучении своих воспитанников, во много зависит безаварийная работа ЗабЖД в будущем.

Учащимся ЧДЖД с таким наставником, безусловно, повезло. Ведь стаж работы Игоря Леонидовича в локомотивном комплексе составляет 30 лет. Он был награждён знаком ОАО «РЖД» «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн километров». Кроме того, он имеет множество грамот и благодарственных писем от руководства Забайкальской дороги, дирекции тяги, локомотивного депо Чита.

С детьми он работает как прикомандированный от эксплуатационного локомотивного депо Чита машинист-наставник уже шестой год. До этого два года получал разнарядку на сезон прохождения учащимися практики.

Приходящие проверяющие, которые привлекаются ЗабЖД для проверки знаний и умений воспитанников ЧДЖД, всегда подчёркивают их высокий уровень подготовки. Говорят, что это уже готовые машинисты и помощники, и их хоть прямо сейчас можно отправлять в рейс на большом локомотиве.

Кстати, ребята с Читинской детской железной дороги успешно выступают на многочисленных профессиональных конкурсах и викторинах, нередко занимают призовые места. Несколько раз в год их готовят к участию в очередных испытаниях, в которых необходимо защищать честь родной ЧДЖД. Вот и сейчас в учебных классах на дороге кипит работа – здесь готовятся к дорожному этапу викторины на знание Правил технической эксплуатации железных дорог.

Обучение на помощников машиниста проходят старшеклассники, которые посещают занятия на ЧДЖД уже третий год. На четвёртый год учёбы остаются те, кто изъявил желание пройти обучение на машиниста тепловоза. В этом году у Игоря Шароварова обучаются 115 человек, 38 из которых – на машинистов.

– Среди них есть какое-то количество тех, кого учиться отправляют родители, – рассказал Игорь Леонидович. – Но в основном ребята ходят по собственному желанию и убеждению. Они уже прошли все стадии отбора и твёрдо определились с выбором будущей профессии.

Высокая мотивация учеников и их знания в немалой степени являются заслугой машиниста-наставника. Насколько он сам увлечён процессом обучения юных железнодорожников, настолько старается увлечь и их. В своей работе Игорь Шароваров использует весь доступный спектр технических средств обучения. В локомотивном классе в исправном рабочем состоянии находятся два тренажёра тепловозов. Один из них работает на базе современных компьютерных технологий.

В собственной методической коллекции Игоря Леонидовича имеется масса видеофильмов и видеороликов, которые подробно разъясняют конкретные вопросы работы локомотивов, от устройства тормозной магистрали до правил использования таких дополнительных средств экипировки тепловоза, как огнетушитель. Все эти видеоматериалы он собирал много лет. Начинал ещё в ту пору, когда преподавал на техзанятиях в депо.

Помимо всего этого, максимально эффективно донести до детей знания ему помогает богатый личный опыт работы. Практически по любой теме у него есть пример из собственной практики или практики коллег по депо. Всё это подаётся в форме увлекательных рассказов, нередко сдобренных изрядной долей юмора. Оттого и тянутся мальчишки к своему преподавателю.

А рассказать им Игорю Шароварову действительно есть что. Он пришёл в локомотивное хозяйство в далёком 1988 году, после срочной службы в военно-морском флоте. До службы он работал водителем в геолого-разведочной экспедиции, а тут вдруг жизнь резко поменялась. Судьбу определил совет, который вовремя дал друг, сам уже работавший железнодорожником.

Игорь попал в группу обучения помощников машиниста электровоза при депо Чита. По окончании курсов полтора года отработал в Чите, затем уехал в Омск, где работал в маневровом движении.

В 21 год молодой Игорь Шароваров уже водил локомотивы как машинист, сначала с помощником, затем в одно лицо. На Западно-Сибирской железной дороге он трудился шесть лет. И потом опять вернулся в Читу.

– Сложность работы в Омске состояла в том, что приходилось обслуживать больше подвижного состава, – вспоминает Игорь Леонидович. – Движение там более оживлённое, чем у нас, развитие станций больше. Впрочем, на перегонах ситуация тоже значительно отличается от Забайкальской. Равнина, путь прямой. Бывало, ведёшь поезд, прямая нить огней линии пути тянется далеко за горизонт, так, что можно увидеть, что Земля имеет форму шара. На перегонах ЗабЖД гораздо больше кривых, и в этом плане здесь сложнее, а ответственности больше.

Маневровые локомотивы используются не только при парках. Зачастую приходилось выезжать в составе пожарных и восстановительных поездов. Всё это требовало полной отдачи сил. Да и при депо работа тоже не из лёгких. Большая скученность подвижного состава на путях, обилие стрелочных переводов и сигнальных точек – всё это требует особого внимания от машиниста. Природная бдительность и серьёзное отношение к работе помогали машинисту Шароварову быть на хорошем счету на каждом предприятии, где он трудился.

Знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн километров» достаётся не просто так. Необходимо не допустить в работе ни одного крушения, схода или иного сбоя, отработать без отказов технических средств, которые повлекли бы за собой остановку и задержку в пути.

Когда Игорь Шароваров вернулся в Читу, первое время ему вновь пришлось стать помощником, поскольку свободных мест машинистов не было. Но вскоре он вновь возглавил локомотивную бригаду. Стал выдержанным и мудрым наставником, который добивается выполнения поставленных задач.

– Решение прикомандировать меня к детской железной дороге в качестве машиниста-наставника было принято руководством депо, – пояснил Игорь Анатольевич. – Я воспринял это как нечто должное: куда Родина пошлёт, туда и пойдём.

Впрочем, требования к безопасности движения в его работе теперь ещё более возросли. Следует понимать, что имеешь дело с подростками, которые ещё только учатся и начинают постигать профессиональные навыки. Одно их неверное действие – и отвечать за последствия придётся именно наставнику. Поэтому Игорь Анатольевич и старается, чтобы во время учебного года знания прочно и в полном объёме осели в головах учащихся. А затем, на летней практике, он строго следит за тем, чтобы они соблюдали всю последовательность действий и весь перечень требований к безопасности.

Своих забот у машинистов детской железной дороги, как у наставников, так и у воспитанников, хватает. На пути может оказаться посторонний предмет или даже человек, и всегда нужно быть готовым предпринять экстренное торможение. В районе платформы «Солнечная» на берегу реки Читинка располагается один из городских пляжей, где всё лето отдыхают жители города. Они приезжают туда на машинах и зачастую оставляют их в непосредственной близости к железнодорожному пути, а то и прямо на рельсах.

Стрелочные переводы на ЧДЖД всё ещё переводятся вручную. Юные стрелочники тоже могут допустить нарушение непосредственно перед приближением поезда, и это наставнику юных машинистов также необходимо учитывать.

Жизнь и здоровье детей для машиниста-наставника – это самое главное. Также важно и содержание локомотивов в исправном состоянии, своевременная организация их технического обслуживания и ремонта. В этом плане Читинской детской железной дороге могут позавидовать многие предприятия Забайкальской железной дороги. На протяжении многих лет она работает абсолютно без отказов технических средств.

Однако, иногда это даётся совсем нелегко. В прошлом году сильный ливень размыл путь на втором километре узкоколейной дороги, насыпь земляного полотна смыло полностью. Произошло это в разгар летней практики. Под угрозой срыва оказался её график. Восстанавливали путь в считанные дни. Все работники ЧДЖД по мере сил помогали рабочим. Пришлось много потрудиться на разгрузке грунта. Благодаря радению коллектива за общее дело последствия чрезвычайного происшествия были успешно ликвидированы, и поезда со станции Поречье вскоре вновь отправились в путь, под весёлый тепловозный гудок, с полными вагонами разновозрастных пассажиров.

С приходом весны у Игоря Леонидовича снова много забот, помимо преподавания теории. Необходимо к сроку подготовить находящиеся на хранении тепловозы, проверить качество их технического обслуживания, работоспособность каждого узла. Тепловозы на ЧДЖД особенные. Таких по стране всего несколько десятков. Их техобслуживанием по договору с дирекциями тяги занимаются специалисты ООО «ЖД Ретро-Сервис». Принимает работу ремонтников непосредственно ответственный наставник. Добиваться отличного состояния тяговой техники Игорю Шароварову помогает доскональное знание устройства локомотивов.

В общем, успевать по работе ему нужно многое. Занятия в две смены. Затем надо обязательно заглянуть в депо, обсудить с коллегами важные вопросы по организации летнего сезона. Порой приходится работать и вечерами, и по субботам. Надо, значит надо, несмотря на то, что живёт он с семьёй в пригороде, в частном доме, воспитывает с женой двухлетнюю дочь.

Для Игоря Шароварова плотный график работы – не проблема. Ведь он человек ответственный, душой болеющий за своё дело, вдохновляющий лидер и пример для подражания для коллег и воспитанников.
Автор: Константин Чиров