Незаметный герой Волжская магистраль

Незаметный герой

Геннадий Макаров, бригадир Арзамасской дистанции пути

Заметив незначительное задымление в проходящем поезде и действуя чётко по инструкции, Макаров предотвратил возгорание локомотива

– А что обо мне писать? Я – простой человек! – моего собеседника еле слышно в трубке. Проходящий мимо поезд заглушает его голос, мягкий, спокойный и неторопливый. – Ну, хорошо, приезжайте.

…И вот я на месте. Перегон разъезда 408 км – Арзамас-2. Именно здесь 22 января работала бригада Макарова. При прохождении грузового поезда Геннадий Иванович заметил задымление в ходовой части трёхсекционного ВЛ80С № 1205/1566. Он сразу же сообщил об этом дежурному по станции, тот – поездному диспетчеру. При осмотре электровоза на станции Арзамас-2 выявлено сползание малой шестерни.

Выбор сделан

На железную дорогу Геннадий Макаров пришёл в 1993 году. Выбор места работы определила случайная встреча в автобусе. Знакомый, который уже работал в ПЧ-16, позвал Геннадия на железную дорогу. Тогда, во времена всеобщего развала, большого выбора, где работать, не было. А на родном приборостроительном заводе уже не первый месяц задерживали зарплату. Думать долго не стал. В один день Макаров написал сразу два заявления: одно – в ПЧ о принятии на работу, второе – об увольнении с завода.

– Это только кажется, что в путейской работе нет ничего сложного. Насыпал балласт, бросил рельсошпальную решётку – и поезд пошёл. Так же думал и я. До того, как сам пришёл работать на железную дорогу, – признаётся Геннадий Иванович.

 На приборостроительном заводе он был слесарем-сборщиком. На Горьковскую магистраль устроился монтёром пути.

Смена рельсов, шпал, перешивка, ремонт крестовин, обточка рельсов, разгонка рельсовых нитей, выправка шпал. Это сейчас Геннадий Макаров не только с лёгкостью жонглирует железнодорожными терминами – за 26 лет работы на ГЖД изучил все премудрости путейской работы. Признаётся, что осваивать новую профессию было сложно. Специального железнодорожного образования не было. Учиться приходилось на практике. До всего доходил сам: читал книги по специальности, изучал инструкции. А ещё помогали старшие коллеги. 

Сейчас под началом Геннадия Макарова работают двенадцать человек. Он дорожит каждым – случайных людей здесь нет. Коллектив, в котором он трудится, на протяжении многих лет не допускает брака в работе, случаев производственного травматизма, грубых нарушений трудовой дисциплины. А сам Макаров и за дорожного мастера может остаться на время его отсутствия.

– Руководить, конечно, нелегко. Все мы разные. И порой приходится маневрировать, искать к каждому подход. Но, думаю, у меня получается. Тем более что коллектив у нас уже устоявшийся. Все друг друга знаем много лет.

Это была судьба

– Не жалеете, что когда-то выбрали железную дорогу? – интересуюсь.

– Нет, – спокойно отвечает бригадир. – Знаете, меня когда в армию призывали, то служить отправили на БАМ. Мы там железную дорогу строили. Так что можно сказать: судьба сама меня связала с магистралью.

Он смотрит в мои округлившиеся глаза и скромно улыбается. А у меня в голове мелькает: БАМ – легенда века, стать частью которой стремился почти каждый советский человек. А призывник Макаров тогда и не подозревал, какая честь выпала ему. Хотя эта честь дорого давалась.

– После прохождения комиссии в военкомате нас посадили в самолёт и отправили на БАМ.

Несмотря на трудности службы, Макаров не жалеет о том, что они были в его жизни. Нет. Железнодорожные пути срочники не укладывали. Копали ямы под опоры железнодорожного моста, возводили земляное полотно под железнодорожный путь. Копать приходилось с утра и до вечера, в любую погоду. Недавним призывникам приходилось практически отвоёвывать каждый кусок земли у тайги. А жить – в деревянных постройках, где вместо крыши – брезент. Согревались буржуйками, которые непрестанно топились в «казармах».

– Первые полгода я тоже копал, – вспоминает Макаров. – А потом меня в водители перевели. Работал на «шишиге» (ГАЗ-66). Там ведь дорога не прямая – сопки, горы, ямы, ущелья. Тоже было нелегко.

Много лет прошло с тех пор. О каких-то моментах каждому из нас трудно вспоминать. А что-то память сама стирает. Но вот один случай, который произошёл с рядовым Макаровым... 

Очередной рейс. Лето, жара. Из-за нагревающегося капота в кабине «шишиги» голова кругом. Не спасали открытые окна, в которые врывался такой же горячий ветер. Машина встала.

– А я молодой, неопытный. Вышел из машины. Подошёл к капоту. Открыл. Меня как обдаст паром... В госпитале, конечно, не лежал, но кожа с лица сходила потом.

И наукой для него это тоже стало. На всю жизнь. Сегодня он и сам чётко следует требованиям по охране труда, и от подчинённых того же требует. Перед началом работ – подробный инструктаж. 

Коллеги говорят

– Опытный, ответственный, отзывчивый и добрый. Всегда придёт на помощь младшим работникам, а мы у него учимся. Да и просто хороший человек, – чётко и коротко говорит Роман Аврабиев, монтёр пути.

У путейцев времени на разговоры почти нет. Ответственность, которая лежит на их плечах, не позволяет тратить время понапрасну. Да и сам Макаров, больше привыкший делать, а не говорить, не любит о себе рассказывать.

– Я и не хотел, чтобы обо мне писали в газете. Не считаю себя каким-то особенным. Я обычный человек.

А вот руководство Геннадия Ивановича, давая ему характеристику, считает наоборот: надо писать о таких людях. Макаров это заслужил. 

– Путь на эксплуатационном участке его бригады содержится в хорошем состоянии, своевременно устраняют выявленные неисправности, да и организация труда у него на высоком уровне. План по балльности бригада выполняет, – рассказывает Роман Бутусов, заместитель начальника Арзамасской дистанции пути. 

Работа непростая. И очень ответственная.

– Как и любая другая железнодорожная профессия. Мы отвечаем за жизни людей, – считает Макаров.

И пусть условия работы не такие, как были на БАМе. Но и наш климат – серьёзная проверка на прочность. Погодные условия не должны влиять на рабочий день путейца. Все запланированные работы необходимо сделать в срок.

И тот случай 22 января тоже показывает, насколько важны бдительность и ответственность каждого работника. Заметив незначительное задымление в проходящем поезде и действуя чётко по инструкции, Макаров предотвратил возгорание локомотива. Документы на его поощрение направлены в Центральную дирекцию инфраструктуры.
Автор: Вера Гараева