Последняя инстанция Звезда

Последняя инстанция

Антон Жук, машинист эксплуатационного локомотивного депо Краснодар (цех эксплуатации Разъезд 9 км)

Машинист Антон Жук и помощник машиниста Дмитрий Фесенко при выполнении маневровых работ на станции Крымская предотвратили проезд запрещающего сигнала

Вот как развивались события на станции Крымская 1 февраля 2019 года.

– Это был уже конец смены, – уточняет машинист Антон Жук. – Я работал в ночь, с 23 часов, в депо следовал около 10.25 утра.

После прибытия поезда №4002 под управлением машиниста Антона Жука и помощника машиниста Дмитрия Фесенко на 3-й главный путь на станции Крымская дежурный по станции по радиосвязи передал бригаде  команду на выполнение маневровых передвижений от открытого светофора ЧМ-3 в депо за сигнал М-51 и сообщил, что маршрут полностью готов.

Машинист Антон Жук, убедившись в том, что маршрутный светофор ЧМ-3 даёт разрешающие показания, повторил команду дежурного по станции.  В ответ он получил подтверждение правильности восприятия команды: «Верно, выполняйте». После соблюдения регламента служебных переговоров между машинистом и помощником «Минута готовности» локомотив был приведён в движение.

Однако вскоре Антон Жук обнаружил, что маневровый светофор М-83, входящий в маршрут следования, показывает запрещающий сигнал: вместо белого – синий.

Остановив локомотив, машинист сообщил о неготовности маршрута, а затем повторно запросил у дежурного по станции маршрут следования и задал вопрос о причине перекрытия сигнала. Однако дополнительной информации в этот момент не поступило.

Только после повторного открытия маршрутного светофора М-83 и получения команды от дежурного по станции на маневровые передвижения локомотив смог проследовать в депо.

– Проезд запрещающего сигнала – это самое серьёзное нарушение для локомотивщиков. Да, мы обязаны выполнять команды дежурного по станции, неукоснительно соблюдать регламент переговоров, но при этом нужно и самому оценивать ситуацию, наблюдать за свободностью пути, положением стрелочных переводов и открытием сигналов, – убеждён  Антон Жук.

И эта убеждённость сыграла в нужный момент решающую роль. Действительно, локомотивная бригада – последняя инстанция, которая может предотвратить нарушение безопасности движения поездов. Ведь инструкция гласит: проезжать запрещающий сигнал можно только в экстренных, исключительных случаях – по специальному приказу или
устному разрешению.

Случившееся послужило темой для серьёзного разбора в депо и на станции Крымская. Было установлено, что маршрут с 3-го пути за сигнал М-53 был приготовлен полностью и правильно. А причиной перекрытия сигнала стало замыкание стрелочной секции 59-СП во время работы с дефектоскопной тележкой, которую выполняла бригада Новороссийской дистанции пути. Дело в том, что злополучная секция 59-СП является негабаритной по отношению к 53-СП.

– В таких непростых ситуациях и проявляется профессионализм локомотивных бригад. Одной из главных составляющих безопасного движения является ответственность. Машинист не допустил опасного инцидента и  показал себя бдительным и дисциплинированным работником. Его грамотные действия предотвратили угрозу безопасности движения. Это говорит о высоком уровне подготовки машиниста, – говорит машинист-инструктор локомотивных бригад Владимир Метёлкин.

Жук и Метёлкин работают вместе в цехе эксплуатации Крымская с 2009 года. Одно время даже трудились в одной бригаде – Владимир машинистом, Антон помощником. Уже тогда он показал свой спокойный, выдержанный, надёжный характер.

За правым крылом локомотива Антон Жук трудится недавно – с конца ноября прошлого года. Так исполнилась его детская мечта.

Его всегда привлекали локомотивы – машины мощные и красивые. И поэтому, когда пришло время выбирать профессию после  11-го класса школы, отец Виктор Петрович поддержал выбор сына – отдать предпочтение железнодорожной специальности. И это неслучайно: отец сам после завершения карьеры в правоохранительных органах трудился помощником машиниста.

Антон окончил профессиональное училище № 1 в Краснодаре и получил квалификацию помощника машиниста, работал на электровозах и электропоездах. А позже  получил выс­шее образование – стал инженером-энергетиком, но вернулся в родной Крымск и теперь трудится в оборотном депо.

– Я работаю в передаточно-вывозном движении, – рассказывает Антон. – Иными словами, наши бригады осуществляют подталкивание поездов с хвоста или с головы на подъём, от Крымской до станции Тоннельная или станции Грушевая. Рабочий день строится обычно: приходим на явку, после приёмки локомотива получаем задание от дежурного по станции и выезжаем на линию. График стабильный – день-ночь-48.

Для человека несведущего в действиях  локомотивной бригады вроде и нет ничего особенного. Но в Северо-Кавказской дирекции тяги их оценили по достоинству и представили к поощрению.
Автор: Марина Кулакова