Когда отгорел северный закат Восточно-Сибирский путь

Когда отгорел северный закат

Андрей Смолин, осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Таксимо

Опытный осмотрщик-ремонтник обнаружил разрушенную буксу и предотвратил сход вагонов на горно-перевальном участке БАМа

За плечами коренного северянина, уроженца Баунтовского района Республики Бурятия, осмотрщика-ремонтника вагонов ПТО Таксимо Андрея Смолина более 8 лет работы в этой должности, солидный опыт и немалое количество выявленных неисправностей, представлявших угрозу безопасности движения поездов. Но даже на фоне его послужного списка последний случай – он произошёл на излёте марта – можно назвать из ряда вон выходящим.

Не зря заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов по Северобайкальскому региону ВСЖД Алексей Кофанов отметил, что наш зоркий и бдительный герой предотвратил большую беду в виде схода с рельсов грузового состава. В результате своевременного выявления серьёзной неисправности удалось избежать человеческих жертв.

Тот тихий весенний вечер 25 марта был самым обычным – как говорится, ничто не предвещало. В седьмом часу с ближних гор крадучись скатились синие сумерки, а вскоре и вовсе стемнело. Андрей Смолин с напарником по смене Евгением Девяткиным шли по 4-му пути с обходом-осмотром очередного транзитного грузового поезда № 2168, следовавшего на восток.

С наступлением темноты они включили фонари и с ещё большим тщанием продолжили обследование ходовой части вагонов.

Вот под одним из вагонов обнаружилась первая небольшая неисправность – истёрлась тонкомерная колодка. Согласно инструкции, её полагается сразу же заменить. За новой деталью отправился Андрей: ящик с нужными запчастями находился неподалёку, примерно в пяти-шести вагонах от этого места. По дороге наш герой не стал любоваться багряной полоской догорающего заката на фоне тёмных зубчатых горных вершин и первыми золотыми россыпями звёзд, мерцающими на небосводе. Опыт, приобретённый в ходе многолетней практики, диктовал: нужна предельная концентрация, нельзя ни на миг расслабляться, и мелочей в инструкциях по обеспечению безопасности движения поездов нет – они писаны кровью.

Проходя мимо одного из вагонов, он обратил внимание на слегка деформированную смотровую крышку буксы: выпуклость её была явно «ненормативная». После контрольного удара специальным молотком послышался настораживающий двойной стук. Заглянул вовнутрь боковой рамы – и худшие опасения подтвердились: из своего гнезда вышло напрочь лабиринтное кольцо. Вывод тут мог быть только однозначный: букса разрушена, колесо может уйти вбок, а это чревато сходом.

Открутил смотровую крышку, произвёл вскрытие и обнаружил: выпали гайка М-110 и опорное кольцо, сама букса сдвинулась наружу, подшипники оголены, чувствуется неприятный, приторный запах подгоревшей смазки.

Странное дело: в пути следования грузового поезда «часовые безопасности», чуткие приборы КТСМ, не уловили факт опасного нагрева буксы. Возможно, это объясняется тем, что поезд временами подолгу стоял на так называемых скрещениях: северная магистраль местами ещё остаётся однопутной. На этих-то стоянках, видимо, неисправная нагревшаяся букса успевала чуть подостыть.

Впрочем, думать и гадать, выдвигать разные версии можно будет сколько угодно – но потом. А сейчас самое важное – срочно передать по радиосвязи информацию о разрушенной буксе оператору пункта технического осмотра. Только услышав по рации ответ Евгении Ульяновой: мол, принято, разрушенная букса, немедленно отцепляем вагон номер такой-то, – Андрей, наконец, смог перевести дух. Но нервное напряжение ещё долго не отпускало. Это ведь и подумать страшно, что могло бы произойти, последуй дальше на восток в эшелоне этот злополучный вагон с неисправной буксой. Сразу за Таксимо начинается крутой горно-перевальный участок. Грузовой состав мог там запросто сойти с рельсов и рухнуть в бездонную пропасть.

Подошедший бригадир Сергей Владимиров осмотрел неисправную буксу и зафиксировал технический брак:

– Молодец, Андрей! Ты настоящий профессионал, и глаз у тебя набитый, соколиный: это ж надо, в таких непроглядных потёмках обнаружил серьёзную неисправность. Причём, насколько я помню, это у тебя не первая выявленная неисправность?

– Так точно! – ответствовал наш герой. – Но давно уже это было: однажды выявил трещину боковой рамы, ещё, помнится, были излом надрессорного бруса, ослабление торцевого крепления буксы, ну и прочее…

После окончания средней школы в родном Таксимо Андрей Смолин поехал учиться в северную столицу Бурятии на автомеханика – в северобайкальском ПТУ № 19 (ныне Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий).

В своё время ему довелось лично участвовать в выполнении работ в рамках масштабного проекта «БАМ-2»: на мощном грузовике МАЗ грузоподъёмностью в 40 тонн он отсыпал железнодорожную насыпь на одном из сложнейших перегонов – Таксимо – Куанда.

Затем он перешёл на железную дорогу, поскольку только она могла в те годы предложить стабильную высокую зарплату и гарантировала своим работникам уверенность в завтрашнем дне. Поработал несколько месяцев слесарем по ремонту подвижного состава, а затем был назначен осмотрщиком-ремонтником вагонов ПТО Таксимо – в этой должности он и пребывает по сей день.

– Андрей Вячеславович – надёжный, исполнительный и ответственный специалист, – так отзывается о своём подчинённом исполняющий обязанности заместителя начальника вагонного депо Северобайкальск (ВЧДЭ-12) Роман Фесенко. – Все поставленные задачи он выполняет своевременно и с хорошим качеством, на него можно положиться и быть уверенным: не подведёт.

Супруги Андрей и Мария Смолины воспитывают дочку Софью, малышка учится во втором классе. Когда заходит речь об увлечениях, Андрей сразу же, не задумываясь, отвечает: да, есть одна, но пламенная страсть – рыбалка, летняя и зимняя, подлёдная. Как раз на днях у него наметился отпуск, так что можно будет всласть отвести душу, попытать удачи на заветных водоёмах: Муе, Витиме, Муякане, Келяне и Белых озёрах.

К слову, нынешним летом, в начале июля, когда вся наша страна будет торжественно отмечать очередной юбилей великой северной магистрали, нашему герою исполнится ровно 33 года. Андрей уверен: дело первопроходцев-бамовцев, отцов и дедов, в надёжных руках. И не за горами тот день, когда БАМ станет полностью двухпутным и электрифицированным – от Байкала до Амура. И появятся новые рабочие места, и не будет уезжать молодёжь из родного, любимого Таксимо…
Автор: Сергей Ринчинов