Ночной дозор из чернышевского депо Забайкальская магистраль

Ночной дозор из чернышевского депо

Вадим Степанов и Виктор Витт, машинист и помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский

Локомотивная бригада из Чернышевска-Забайкальского предотвратила нежелательные события на перегоне Кислый Ключ – Артеушка

Во время одной из поездок в феврале этого года машинист электровоза Вадим Степанов и помощника машиниста Виктор Витт в пути следования выявили лопнувший рельс. Найти неисправность железнодорожного пути работникам эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский помогли внимательность к мелочам, оперативность слаженных действий и умение эффективно работать в команде.

Когда на Забайкальской железной дороге началась модернизация пути, железнодорожный перегон Кислый Ключ – Артеушка стал одним из первых модернизированных участков. Однако, с той поры, когда там провели работы по реконструкции пути, минуло уже не менее пяти лет, и за этот период по таёжному перегону, изобилующему множеством кривых участков, промчалось огромное количество поездов-тяжеловесов.

С одним из таких грузовых поездов ночью 6 февраля 2019 года машинист Вадим Степанов и помощник машиниста Виктор Витт двигались в электровозе 3ЭС5К по названному перегону.

Когда сигнальная точка №2 загорелась красным цветом, на 6848-м километре, пикет 5, железнодорожники услышали отчётливый стук колёс по рельсовому стыку, хотя последнего рядом не было.

При выполнении мероприятия «красная точка» Степанов и Витт остановили состав в 19.40 по московскому времени и при личном осмотре обнаружили лопнувший рельс.

– Стук был слишком явным, и я вышел осмотреть путь, – рассказал Вадим Степанов. – Локомотивные бригады из двух поездов, прошедших перед нами и делавшие в этом месте остановки, ничего подозрительного в ходе осмотра не заметили, а я, каким-то чутьём почувствовав неладное, вскоре нашёл эту самую трещину шириною примерно 3-4 мм, идущую поперечно через весь рельс и, кроме того, обнаружил трещину, идущую вдоль рельса, под самой головкой, на протяжении примерно 30 см.

Чем могла обернуться такая «находка» для пассажирских и грузовых поездов, и для безопасности движения в целом на Забайкальской железной дороге, сегодня не надо объяснять даже дилетанту.

Действуя оперативно и строго по инструкции, Вадим Степанов и Виктор Витт незамедлительно уведомили о случившемся дежурного по железнодорожной станции Артеушка, который принял соответствующие меры.

Выявленное нарушение целостности рельса могло не просто помешать безопасной работе Забайкальской железной дороги, а привести к беде, и потому движенцы, путейцы и представители других хозяйств дороги оперативно подключились к работам по наладке пути и восстановлению положенного скоростного режима.

Работники локомотивной бригады, о которой идёт речь, похоже, и не могли поступить как-то по иному. Машинист электровоза 2-го класса эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский Вадим Степанов имеет за плечами большой профессиональный опыт. Он пришёл на Забайкальскую дорогу ещё до службы в рядах советской армии, в 1986 году устроившись в чернышевское локомотивное депо слесарем. После двух лет срочной службы он вернулся на предприятие, и с 1989 года Вадим Владимирович неотрывно работает в хозяйстве тяги.

Путь в профессию он начал, как и большинство его коллег, с должности помощника машиниста тепловоза, а буквально через год, окончив курсы машинистов, стал самостоятельно водить поезда. В конце текущего года исполнится 30 лет, как он посвятил себя этой работе. За этот солидный срок пройдено огромное количество километров, перевезено громадное количество самых разных грузов. Вадим Владимирович не представляет себя в отрыве от профессии машиниста, умея мастерски управлять электровозом и тепловозом. В 2004 и 2006 годах машинист Степанов успешно повышал классность и сегодня, помимо множества различных поощрений за квалифицированный и добросовестный труд, имеет в своём профессиональном активе несколько наград, занесённых в личное дело.

Это и благодарность начальника Забайкальской дирекции тяги, полученная Вадимом Владимировичем в 2015 году, и нагрудный знак «Лучший машинист локомотива» III степени, который Степанову вручили в том же 2015 году. В прошлом году он получил ещё две благодарности: от начальника Забайкальской дирекции тяги и начальника Забайкальской железной дороги.

У такой продуктивной профессиональной устремлённости добрые корни. Мама Вадима Степанова, Наталья Ивановна, всю жизнь проработала движенцем на станции Чернышевск-Забайкальский. Дядя, Константин Гецевичус, в своё время возглавлял профсоюзный комитет чернышевского локомотивного депо.

Наверное, нелепо сравнивать различные дорожные специальности, ибо в каждой полно сложностей и «подводных камней». Но одно можно сказать с уверенностью: в нынешних условиях неуклонного роста грузопотока на самой грузонапряжённой на сети РЖД Забайкальской железной дороге именно профессия машиниста требует от железнодорожников поистине уникальных способностей.

Рабочие плечи от Чернышевска до Могочи на восток и от Чернышевска до Карымской в западном направлении сами по себе немаленькие, а постоянно уплотняющийся на Забайкальской железной дороге грузопоток делает эти маршруты ещё и длительными по времени.

Напряжение требует соразмерной разрядки, которую Вадим Владимирович находит тут же, в родном посёлке, рыбача на берегах живописной красавицы Куэнги. Хватает ему и дачных забот, которые совершенно «трудотерапевтически» перестраивают загруженный побудками и явками организм на естественное восстановление душевных и физических сил.

Помощник машиниста электровоза ТЧЭ Чер­ны­шевск-Забайкальский Виктор Витт в настоящее время проходит обкатку в качестве будущего машиниста электровоза. С Вадимом Степановым он работает третий год. За это время железнодорожники разных поколений не только нашли общий язык, но и постигли сложную науку выполнения многотрудной работы, поскольку локо­мотивные бригады не только перевозят грузы, но и зорко следят за безопасностью движения поездов на Восточном полигоне российских железных дорог.

Виктор Витт на Забайкальской железной дороге работает всего пять лет, однако за это время научился многому. Это многое выражается как в подрастающей квалификации, так и в самоотдаче, старании и желании приносить своему предприятию максимум пользы. Соблюдать это соотношение в целом получается.

– Моя работа мне нравится, – отмечает Виктор Заурович. – У нас в Чернышевске, кроме как на железной дороге, работать практически негде, а из числа железнодорожных предприятий нашего посёлка мне, конечно же, ближе эксплуатационное локомотивное депо.

У Виктора Витта в роду тоже есть железнодорожники. Его прабабушка, Зинаида Мурина, в своё время работала в локомотивном депо расшифровщицей скоростемерных лент.

Работа на «железке» во все времена требовала и требует от людей ответственности, но у современных молодых железнодорожников, в отличие от их предшественников, есть более комфортные условия труда и разнообразные способы организации досуга. Проводить свободное время Виктор старается с пользой, для чего периодически посещает плавательный бассейн в посёлке городского типа Аксёново-Зиловское, а когда удаётся побывать в Чите, он не прочь попеть с друзьями в караоке-баре.

В современных условиях работать эффективно – задача непростая. С одной стороны, магистральный грузовой локомотив «Ермак» – машина более современная, но его компьютерная панель, по словам работников локомотивных бригад, постоянно держит в напряжении и молодых, и более опытных специалистов. Да и времени в кабине локомотива прежние машинисты проводили намного меньше, чем их нынешние коллеги.

Однако наработка опыта, который становится богаче от поездки к поездке, делает своё дело. Не случайно исполняющий обязанности начальника эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский Андрей Рязанов обратился к начальнику Забайкальской дирекции тяги Анатолию Ерофееву с ходатайством о поощрении отличившейся чернышевской локомотивной бригады. В результате Вадима Владимировича представили к благодарности начальника Забайкальской железной дороги, а Виктору Витту вручили почётную грамоту начальника ЗабЖД.

На должном уровне трудится и весь коллектив эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск-Забайкальский, работники которого в течение января-февраля 2019 года перевыполняли планы работы. Достаточно сказать, что за два названных месяца трудовой коллектив превысил план перевозок. Этот важный показатель составил 10,9 млрд тонно-километров брутто. Уровень производительности труда на предприятии достиг 102,6%, причём, львиную долю этого объёма обеспечили локомотивные бригады и колонны, задействованные в грузовом движении. Доминирующая роль электротяги обеспечила перевозку 10,7 млрд т-км бр. при плане 10,5 млрд т-км бр.

И ведь речь идёт о самом начале текущего года, в течение которого ключевые показатели наверняка переменятся не единожды.

В современных условиях трудовой путь локо­мо­тивных бригад, стоящих на самой передовой обеспечения безопасности движения поездов, устлан не только поощрениями. Терний, препятствий и сложностей на нём много больше.

Но это не является помехой для тех, кто выбрал для себя сложную и ответственную профессию, обязывающую постоянно возрастать в мастерстве.

Во многом это самое мастерство состоит в профессиональной, выкованной годами наблюдательности, помогающий вовремя «выудить» из бессчётного количества с виду одинаковых ситуаций некое корневое, до поры скрытое отличие для того, чтобы сохранить размеренное течение жизни в привычных берегах.
Автор: Сергей Гриднев