Рецепт успеха Московский железнодорожник

Рецепт успеха

Сергей Копцов, монтёр пути Московско-Горьковской дистанции пути

Дежурный по переезду оперативно отреагировал на неисправность подвижного состава

За существенный вклад в повышение эффективности производственной и финансово-экономической деятельности, качественное выполнение производственных заданий, проявленную бдительность и находчивость при предотвращении нарушений безопасности движения поездов, которые могли привести к тяжёлым последствиям, начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер наградил знаком «За безопасность движения на Московской железной дороге» монтёра пути Московско-Горьковской дистанции пути Сергея Копцова.

Награду Сергею Копцову руководитель магистрали вручил в большом зале Управления МЖД в присутствии заместителя генерального директора – начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкета Шайдуллина. По словам начальника дороги, пример Сергея Копцова и таких, как он, – наглядное доказательство того, что на железнодорожном транспорте нет мелочей.

В этом году у Сергея сразу две круглые даты. В сентябре ему исполнится 30 лет, 5 из которых он трудится на железной дороге. Так случилось, что именно на март, когда он отмечал 5-летие своей трудовой железнодорожной биографии, выпала поездка в Москву для получение награды.

Что же случилось 22 января 2019 года? В тот день по первому главному пути станции Дулёво проходил грузовой поезд. Монтёр пути Московско-Горьковской дистанции Сергей Копцов исполнял тогда обязанности дежурного по переезду, находящемуся в границах станции Дулёво. Встречая очередной поезд, он увидел под одним из вагонов дым. Позже выяснилось, что это было задымление буксового узла. Сергей сообщил об увиденном дежурному по станции, после чего состав был остановлен, а неисправный вагон отцеплен. Такая вот нехитрая история, которая, если бы не внимательность Сергея, могла обернуться бедой.

– Участок, где находится станция Дулёво, относится к БМО. Он самый сложный на дистанции, – говорит начальник Московско-Горьковской дистанции пути Сергей Дулькин. – Здесь проходит большое количество поездов, что ведёт к быстрому износу пути. Нашим бригадам приходится постоянно его обновлять. Но на этот раз дело было не в шпалах или рельсах. Сергей Копцов обнаружил неисправность в подвижном составе. И это тоже объяснимо. Чем больше поездов, тем вероятнее, что где-то что-то забарахлит. Об этом мы постоянно говорим на совещаниях, на занятиях технической учёбы, призываем всех, кто работает в нашем коллективе, быть бдительными.

По словам Сергея Дулькина, на этом беспокойном полигоне трудится достойная команда во главе с дорожным мастером Ахметом Мушкуевым, который отвечает за данный участок более 3-х лет. Общий же стаж дорожного мастера в данной службе насчитывает 20 лет. За это время приходилось не только поддерживать в надлежащем состоянии путь, но и буквально возрождать его. В таких условиях быстро понимаешь цену каждому, ведь, по словам дорожного мастера, на работе путейцы проводят больше времени, чем в кругу семьи.

– Энергичный, ответственный, порученное дело всегда выполнит, физически крепкий, – перечисляет Мушкуев то, чем выделяется его подчинённый. – Из 10 человек, которые трудятся под моим началом, он – самый молодой. Я доверяю Сергею.

Дорожный мастер напоминает, что вообще-то Сергей Копцов – монтёр пути. Во время обходов он не раз обнаруживал увеличение стыковых зазоров, трещин в стыковых накладках. Всё это угрожало безопасности движения и немедленно устранялось. Но остановка поезда в результате оперативных действий этого молодого железнодорожника произошла впервые.

То, что 22 января он оказался на переезде, неслучайно. В своё время Сергей изъявил желание освоить эту профессию. Теперь, когда это требуется, он исполняет обязанности дежурного по переезду. Так было и в тот раз.

– Когда он позвонил мне и сказал, что увидел в проходящем железнодорожном составе дым, я первым делом спросил, проинформировал ли он дежурного по станции, – вспоминает Ахмет Мушкуев. – Как выяснилось, всё было сделано в соответствии с инструкцией. Не зря, значит, мы учим ребят, собираем их еженедельно на техзанятия.

Спрашиваю, существуют ли методики, которые помогают человеку, оказавшемуся в той же ситуации, что и Сергей Копцов, увидеть неисправность.

– Методики, возможно, и есть, – отвечает Мушкуев. – Но главное, чтобы человек понимал, что в данной ситуации от него зависит многое. Чтобы он стремился увидеть неисправность, какая бы незаметная она ни была, постоянно наблюдал, учился. Кто не захочет увидеть – не увидит. Сергей не из их числа.

На железной дороге наш герой оказался не сразу. Самый младший в семье, где после смерти отца осталось 5 детей, Сергей сначала поступил в профессиональный лицей города Ликино-Дулёво, где приобрёл профессию плотника. В Московско-Горьковскую дистанцию пути устроился через несколько лет по совету тестя Юрия Ерохина, который был и бригадиром пути, и дорожным мастером, а ныне является монтёром пути 5 разряда и трудится в одной бригаде с родственником.

– Поначалу мне пришлось нелегко, – говорит Сергей. – Работа тяжёлая, многое пришлось осваивать на ходу. В коллективе в основном были люди с 15–20-летним стажем. Можно с уверенностью сказать, что все они большие мастера. Я присматривался к тому, как они работают, на что обращают внимание. Поначалу стеснялся даже спросить, если что-то не понимал. В этот момент очень поддержал тогдашний бригадир Павел Климкин. Сейчас он перешёл в метрополитен. А вот с Владимиром Константиновичем Типаловым, монтёром пути 5 разряда, и сегодня трудимся вместе, это надёжный, знающий дело человек. Как и дорожный мастер Ахмет Нухаевич. Он много делает для общего успеха, но и спрашивает с нас строго.

Со временем к Сергею пришла уверенность, и, когда на участке потребовалось заменить на время дежурного по переезду, сам вызвался перейти на это место. К тому моменту он самостоятельно изучил служебные обязанности дежурного, как всегда помогли и старшие товарищи.

– Мне нравится, – отвечает Сергей на вопрос, как он ощущает себя на железной дороге. – Кому-то покажется, что дело наше тяжёлое в смысле физических нагрузок и ответственности и не очень-то престижное на фоне тех, кто, например, работает за компьютером. А для меня важно, что я отвечаю за реальное дело, и от того, как я его сделаю, зависит благополучие многих людей.

Из Москвы Сергей вернулся в приподнятом настроении. Награду показал жене, тестю и, конечно же, маме. Любовь Ивановна, несмотря на возраст, продолжает трудиться и цену наградам она хорошо понимает.

– Конечно, мама порадовалась за меня. А я доволен ещё и тем, что смог подарить ей минуты счастья, – говорит мой собеседник.

Ныне у Сергея и его жены уже две дочки, старшей из которых 4 года, а младшей летом исполнится 2. Он радуется, глядя, как они растут, и беспокоится, когда болеют. А как же? На семейном фронте тоже должно быть всё в порядке.
Автор: Вера Чубарова