Найти дефект и обезвредить
Алексей Пушкарёв, осмотрщик-ремонтник вагонов единого технического участка пассажирского вагонного депо ВладивостокВ один из майских дней осмотрщик-ремонтник вагонов единого технического участка пассажирского вагонного депо Владивосток Алексей Пушкарёв спас (а по-другому и не скажешь) пассажиров поезда «Владивосток – Москва». У одного из вагонов он обнаружил трудновыявляемый дефект, который мог стать причиной серьёзного происшествия.
На часах – полдень. Кто-то спешит на обед, кто-то прогуливается, наслаждаясь весной. И только в пассажирском вагонном депо Владивосток АО «Федеральная пассажирская компания» жизнь кипит, не прекращаясь ни на минуту. Чужаков здесь встречает свой особенный пейзаж – стройные серые нитки вагонов, прибывших на экипировку, мойку и ремонт. Индустриальный стиль депо дополняют грохот и пронзительные сигналы маневровых локомотивов. Людям в оранжевых жилетах не до романтики, они заняты своим делом. Некоторых из них серая копоть на лицах и мазут, въевшийся в форменную одежду и руки, словно вторая кожа, делают похожими на трубочистов.
– И я таким раньше ходил, когда слесарил. Сейчас всё-таки почище, – улыбаясь, говорит осмотрщик-ремонтник вагонов Алексей Пушкарёв, автоматически оглядывая себя с головы до ног.
Однако пыль, грязные пятна на жилете, немного уставший взгляд говорят обратное: парень с утра исследовал не одно «брюхо» вагона, выдавая чудеса гибкости и выносливости.
Так было и две недели назад. Шла обычная смена, выпавшая на майские праздники. Утром поезд, прибывший из Москвы на отдых, начали привычно готовить к вечернему рейсу. Алексей с напарником, разделившись по технологии по сторонам состава, приступили, как доктора, к осмотру узлов.
– Вдруг в одной из тележек я обнаружил излом пружины центрального подвешивания, отвечающей за динамику вагона, – рассказывает он. – Этот дефект относится к разряду серьёзных и трудновыявляемых. Чтобы его найти, надо хорошо постараться. Он спрятан в глубине, поэтому пришлось с пристрастием осматривать и простукивать каждый сантиметр под вагоном. В такие моменты не обойтись без зеркала и хорошего фонаря.
И в доказательство Алексей протягивает чёрную пластмассовую рукоятку небольшого фирменного светодиода. Это его «третий глаз».
– Когда зачистил подозрительное место, окончательно утвердился в своих подозрениях – излом пружины. Проступившая ржавчина говорила о том, что проблема появилась не в один момент. Долгий маршрут из Москвы лишь усугубил ситуацию. И если бы на обратной дороге пружина лопнула, а следом и другая, мог пойти перекос кузова. А на некоторых участках скорость доходит до 140 км в час. Поэтому всё могло закончиться сходом, – говорит Алексей. – Я далеко не новичок на железной дороге, регулярно нахожу разные дефекты. Уже привык за это время к «сюрпризам». Но каждый раз в такие минуты думаю о том, что может случиться с таким вагоном в пути. Мы, отвечая за состояние «железа», берём ответственность и за жизни людей. Наша задача – максимально обезопасить поезд, который проследует со станции дальше. Так что на работе не расслабишься. Домой хочется идти с чистой совестью и чувством выполненного долга. Я, например, когда еду на поезде, неполадку могу определить по звуку. Себе халатности позволить не могу.
«Больной» вагон, обнаруженный Пушкарёвым, срочно отцепили, заменив на новый. Коллеги поздравили Алексея с хорошей работой. И покатилась жизнь дальше. Железная дорога не даёт расслабиться.
Наш герой перед тем, как пришёл в депо, несколько лет морячил.
– Я работал мастером по обработке рыбы. Рейсы длинные – по 10-11 месяцев. А в 2006 году устроился временно, как я тогда думал, в пассажирское вагонное депо Владивосток слесарем по ремонту. Втянулся. К технике я привычный, много занимался механикой машин, поэтому освоился быстро, – продолжает Алексей Викторович. – Потом меня руководство заметило, предложили выучиться на осмотрщика. Адаптация на новом месте шла непросто. Нарабатывать опыт пришлось на практике. Помогали наставники, и самостоятельно приходилось штудировать инструкции и техническую литературу. В итоге понравилось. Да, профессия не из лёгких в прямом смысле этого слова. Каждую смену с тяжёлой сумкой на плече наматываешь километры в любую погоду. А ведь мы осматриваем вагоны с пролазкой. Это большая физическая нагрузка. Кроме прочных знаний, надо обладать ещё и своеобразным чутьём на дефекты. Всё это нарабатывается с годами. Бывает, приходит к нам молодёжь и быстро перегорает: ребят хватает всего на несколько дней. По себе знаю: надо перетерпеть. А как поймёшь суть профессии, трудности будешь переносить легче, закалишься.
…Пока разговаривали с Алексеем, я понимала, что отнимаю у него драгоценное время. За смену ему приходится обрабатывать от 70 до 100 вагонов, поэтому каждая секунда на счету. А для фотографии всё-таки пришлось искать чистый жилет. Родной, как настоящий трудяга, был слишком «уставшим» от работы. А как иначе?