По праву и долгу доброго хозяина Восточно-Сибирский путь

По праву и долгу доброго хозяина

Сергей Арсентьев, бригадир участка Северобайкальской дистанции гражданских сооружений

Коллектив во главе с мастером Сергеем Арсентьевым уже с начала десятилетия в лидерах регионального и сетевого соревнования

За состоянием своих объектов работники бригады смотрительного участка № 6 Северобайкальской дистанции гражданских сооружений следят так, как если бы трудиться в них надо было им самим.

На недавнем разборе итогов весеннего комиссионного осмотра инфраструктуры Северобайкальского региона под председательством начальника ВСЖД Василия Фролова речь, как водится, шла о достижениях и недостатках, выявленных в хозяйстве Восточно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений. Были приведены примеры неудовлетворительного содержания кровельных систем и их элементов на станциях Лена, Северобайкальск и Кичера. И вот на этом фоне ярким диссонансом прозвучало сообщение о том, что бригада во главе с мастером Сергеем Арсентьевым, как и прежде, на отлично сдала очередной весенний экзамен.

Руководитель магистрали призвал всех станционных смотрителей магистрали взять на вооружение передовой опыт таксимовских коллег, которые на протяжении почти десяти лет являются бессменными лидерами в трудовом соревновании не только дорожного уровня, но и всей сети железных дорог России.

Заметим, что впервые эта бригада была признана лучшим трудовым коллективом на сети железных дорог России по итогам трудового соревнования за IV квартал 2011 года.

– Смотрительский участок № 6 – это наше самое крепкое, надёжное подразделение, – отмечает начальник НГЧ-10 Александр Кубик. – Личный состав там подобрался ответственный, все трудятся с полной отдачей – под стать своему бригадиру, нашему уважаемому работнику, дважды лучшему мастеру железных дорог России Сергею Арсентьеву.

Спрашиваю полушутя:

– Выходит, он у вас дважды герой?

– Так точно! – следует по-военному лаконичный ответ.

Под контролем именитых таксимовских станционных смотрителей находится 257-километровый участок магистрали, где расположен ряд серьёзных, можно сказать, стратегических объектов железнодорожной инфраструктуры. В их числе 17 постов ЭЦ (причём ещё один – на консервации, но за ним тоже нужен постоянный хозяйский догляд), а вскоре «встанет в строй» и разъезд Берёзовый – сейчас арсентьевцы строго следят за тем, чтобы возводящие этот объект подрядчики не допускали никаких даже малейших отступлений от проекта. Также в зоне ответственности бригады громадный железнодорожный вокзал станции Куанда, 9 постов КТСМ, 58 пунктов обогрева Куандинской дистанции пути, дом связи на станции Таксимо, огромное здание ВП-12, административное здание и порядка 10 объектов Таксимовской дистанции электроснабжения.

В весьма обширном перечне ещё состоит и жилой фонд по станциям Таксимо и Куанда плюс четыре крупных объекта Куандинской дистанции пути. Ну и, как говорится, особая статья – крупнейший на северном стыке Республики Бурятия и Забайкальского края стратегический объект – железнодорожный мост через Витим.

В своё время проезжая часть автомобильного мостового перехода через Угрюм-реку из-за разрушительного воздействия вандалов стала непроезжей. К тому же со временем ледоход снёс одну из центровых опор этого моста. После этого печального события водители автотранспорта не раз предпринимали попытки проехать по неохраняемому железнодорожному мосту, но они создавали реальную угрозу безопасности движения поездов.

Осенью 2013 года с целью ликвидации этой угрозы работникам участка № 6 НГЧ-10 во главе с мастером Сергеем Арсентьевым была поставлена задача расконсервировать, отремонтировать и переоборудовать под караульные помещения бывшие пункты обогрева на 1535-м и 1536-м км, то есть создать своего рода блокпосты на подходах к мосту.

Стандартные железобетонные пункты обогрева после утепления стен, полов, замены оконных блоков, входных металлических дверей, ремонта кровли и ревизии электрооборудования обрели вполне жилой вид. В них также обустроены комнаты отдыха и приёма пищи – в общем, создан походный максимум удобств для личного состава Северобайкальского отряда вневедомственной охраны.

Как отмечает Сергей Арсентьев, по-ударному потрудились на этих объектах маляр Виргиния Матулявичюте, слесари-сантехники Сергей Аргутин, Андрей Веселов и другие. Совместно с мостовиками были возведены две смотровые вышки и долговременные огневые точки – по всем правилам фортификационного искусства. Все работы были завершены в аккурат «под ёлочку», так что с 2014 года стратегический железнодорожный мост находится под надёжной охраной и видеонаблюдением.

В своё время уроженец Усть-Муи (этот небольшой посёлок находится в 60 км от Таксимо) Сергей Арсентьев окончил Иркутский гидрометеорологический техникум и получил специальность «техник-гидролог». По распределению попал на север Красноярского края, в Эвенкию, где отработал пять лет техником-гидрологом зонального управления Красноярского центра Росгидромета. Довелось ему там ещё пару лет поработать и слесарем котельного оборудования Борской геофизической экспедиции, занимавшейся разведкой нефтяных и газовых месторождений. А по возвращении на малую родину он устроился слесарем котельного оборудования на центральную котельную НГЧ-11, где со временем вырос до мастера по ремонту котельного оборудования. В нынешней своей должности Сергей Арсентьев трудится уже 16 лет.

За свой ударный труд наш герой был награждён в 2002 году Почётной грамотой ВСЖД, в 2007-м ему присвоено звание почётного работника ВСЖД, через год ему были вручены именные часы начальника дороги и дважды он был удостоен нагрудного знака «Лучший мастер железных дорог России» (в 2010 и 2016 годах). Его имя в октябре 2015 года занесено на Доску почёта ВСЖД. Это – помимо разного рода поощрений в виде ценных подарков и премий. Так что воистину всем станционным смотрителям нашей великой железнодорожной державы есть на кого держать равнение.

Когда у нас заходит речь об актуальнейшей в эту дождливую весну теме крыши, о её важнейших конструктивных элементах, Сергей Анатольевич улыбается:

– Конечно, перво-наперво добрый хозяин должен всенепременно убедиться, проверить, сколь крепок у него мауэрлат на объекте – это, проще говоря, самое основание крыши. Особенно это важно в наших северных пределах, где большую часть времени властвует зима и буйствуют сильнейшие арктические ветра. Ну а дальше, само собой, должна быть надёжная стропильная система, особое внимание – крепежу кровли, чтобы не срывало шифер, металлочерепицу или профнастил.

Как видим, секрет успеха прост: бригада Сергея Арсентьева ведёт постоянный технический надзор за состоянием своих объектов от цоколя до «косынки» и финишного конька на крыше и по мере превентивного обнаружения каких-либо неисправностей ещё в их зачаточном состоянии своевременно и качественно ремонтирует свои подконтрольные объекты, не надеясь на всяческие ещё свойственные российскому менталитету «авось» да «небось».

– Мастером лично разработано и внедрено пять рационализаторских предложений, позволивших шире применять средства малой механизации и повышать производительность труда при значительной экономии материалов, – добавляет существенный штрих к портрету лидера начальник производственно-технического отдела НГЧ-10 Павел Колмаков. – Сергей Анатольевич создал, воспитал квалифицированный, мобильный, профессиональный коллектив, находящийся в постоянной боевой готовности и способный выполнить любую поставленную задачу.
Автор: Сергей Ринчинов