Из гончей породы Октябрьская магистраль

Из гончей породы

Виктория Диденко, осмотрщик вагонов по сохранности вагонного парка станции Лужская Октябрьской железной дороги

Осмотрщик по сохранности вагонного парка выявила опасный дефект в ходовой части грузового вагона

Когда на Октябрьской говорят «Лужская», то подразумевают всё самое передовое, самое лучшее: технологии, оборудование, системы. Но и люди на Лужской – тоже лучшие. Эта станция, под завязку начинённая инновациями, словно магнитом притягивает к себе самых классных специалистов.   

Мы узнали об осмотрщике вагонов по сохранности вагонного парка станции Лужская Виктории Диденко из письма. Мастер участка производства вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский Александр Микляев коротко рассказал о своей коллеге по парку Нефтяной: «При исполнении своих трудовых обязанностей Виктория Савеловна показывает себя только с наилучшей стороны, ни одна неисправность, угрожающая безопасности движения, не ускользает от её взгляда. Так, в дневную смену 20 июля прошлого года при осмотре прибывшего поезда по внешним признакам она выявила разрушение буксового узла со сдвигом корпуса буксы вагона-цистерны, гружёной опасным грузом».

– Тот вагон находился в середине состава. При его осмотре на предмет неисправностей по сохранности вагона – осмотр котла цистерны: наличие вмятин, ослабление крепления пояса котла и деформация и излом лестницы – я обнаружила разрушение буксового узла. Смотровая крышка была деформирована, произошёл сдвиг корпуса буксы, – вспоминает Виктория. – Далее я следовала в соответствии с правилами: передала оператору номер вагона, уточнила отсутствие показаний в пути следования, сообщила должностным лицам по кругу своих обязанностей.

Была произведена стяжка буксового узла, оформлены необходимые документы. Затем со скоростью 5 км/ч вагон вывели на ремонтные позиции.

Несмотря на то, что Виктория – осмотрщик по сохранности, за её хрупкими плечами – пять лет работы осмотрщиком-ремонтником вагонов.

Коллеги про неё говорят, что про вагоны она знает всё.

– За годы работы я приобрела знания по устройству вагонов. Мне не составляет труда, как и любому вагоннику, визуально выявить тонкий обод, излом внутренней подклиновой пружины, завал серьги мёртвой точки и другие неисправности, – говорит Виктория.

И сейчас коллеги прислушиваются к её мнению, спрашивают, консультируются, что да как. Родом Виктория с Дальнего Востока, трудовой путь начала регистратором в железнодорожной больнице. Всегда мечтала работать на железной дороге! Пришла как-то в тамошний резерв проводников – дальняя дорога и янтарный чай в стакане с подстаканником манили своей романтикой. Начальница резерва выслушала, отказала: «Ты сначала дочь вырасти, на ноги поставь, тогда и приходи». Обидно до слёз стало, но потом поняла, что женщина та права была.

Потом в жизни Виктории состоялся переезд на другой край страны – с Дальнего востока рванула на самый Запад, остановилась в Выборге. Тогда проводился набор работников в вагонное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, и тут Виктория с радостью вступила в ряды железнодорожников. Капроновые колготки сменила на форменные штаны, поверх яркого бадлона – спецовка, вместо туфель на каблучке – ботинки на толстой подошве.

– Я, как только пришла, везде и сразу вникать начала. Во всём я проявляла интерес и тягу к знаниям. Всем и всюду вопросы задавала. Наверное, они моим наставникам смешными казались, но, думаю, именно так специалистами и становятся, – делает вывод Виктория. – Уже спустя три месяца работы мы могли сами поезда отправлять. Правда, нам этого не позволяли, но знаний уже было достаточно.

А со временем накопился и опыт. И характер сформировался. Коллеги знают – маленькая Вика, ростом 153 см, худенькая, если увидит, что не так, молчать не станет, и по столу кулаком стукнуть может.

– Первозимников у нас в прошлом году не много было, но ведь и этих троих обучать нужно. Мало того, что они пришли без огонька в глазах, так ещё только-только после УПЦ – опыта-то никакого, одна теория! Смотрю, недодают им знания. Пришлось напомнить, что наставничество необходимо вернуть в полной мере, – говорит Виктория.

А вообще Виктория в своём коллективе – как в семье. Живёт в Выборге, а при переводе на станцию Лужская ей выделили двухкомнатную служебную квартиру, правда, с подселением, в посёлке Усть-Луга. Условия – не ахти, но переводиться в депо в Выборг, с которого начинала, и не думает: «Здесь мне комфортнее. Атмосфера ближе, что ли…»

При формировании штата осмотрщиков парка Нефтяной провели оптимизацию, и для осмотра «бочек» (цистерн) как самого сложного вида вагонов, решено было оставить наиболее опытного работника. Не сомневаясь, выбрали Викторию. Теперь за смену она, единственный осмотрщик по сохранности в парке Нефтяной, осматривает от 5 до 12 составов. В каждом – от 66 до 72 вагонов. Норматив на осмотр одного состава из 72 вагонов – 1 час 25 минут. Опыт и намётанный глаз Виктории позволяют сканировать вагон, мгновенно выявляя обрывы пояса цистерн, разрывы кузовов полувагонов. Да ещё – прыть Виктории, её скорость: полкилометра по одну сторону состава по щебёнке, столько же – обратно, записывая выявленные неисправности в планшет. Так экономится минут 10–15 нормативного времени. На пост вернулась – бегом за компьютер, документы на ремонт оформлять. Казалось бы, за смену не присесть, однако часто Виктория помогает коллегам: «дай, пойду состав осмотрю», как осмотрщик-ремонтник.

– Потому что я – из породы гончих. Знаете, если охотничью собаку в движении ограничить, к делу не допускать, она просто потеряет свои навыки. Вот и я так же, – с юмором признаётся Виктория.

Удивительно, как часто на железной дороге можно слышать слова, немодные у современных молодых людей и подчас им непонятные. А люди постарше, такие как Виктория, этими понятиями живут.

– Люблю я железную дорогу! И считаю, что нельзя не любить её в целом и свою работу в частности. А если уж не любить, то хотя бы уважать её нужно. Бывает, кто-то жалуется: одно не так, другое не устраивает. А ведь хаять свою работу – это как свой собственный дом или, скажем, свою жену или мужа поносить. В жизни ко всему нужно относиться уважительно, тем более, к такому почётному труду, как на железной дороге, – уверена Виктория.

Её непосредственный руководитель, старший осмотрщик по сохранности вагонного парка станции Лужская Наталья Миркасимова отзывается о своей подчинённой только положительно.

– Работа наша по сути, больше мужская: вагоны, молотки, железо. Но Виктория во всём этом, как рыба в воде. Она скорее выявит ещё неявный дефект, чем пропустит тот, что виден. Виктория неоднократно участвовала в конкурсах профмастерства, и всегда занимала призовые места. И знаете, для участия в конкурсе приходит на каблуках, что явно контрастирует с теми глубокими мужскими знаниями, которыми она владеет, – говорит Наталья Станиславовна.

Ей, живущей гордостью за своё предприятие и за железную дорогу вообще, нравится, что в посёлке Усть-Луга её соседи – железнодорожники, приехавшие из разных концов нашей необъятной страны. После 12-часовой смены приходит, отключается от всего, отдыхает. И за всё в своей жизни испытывает чувство благодарности – наставникам за то, что вырастили из неё настоящего специалиста. Жизни – что есть любимые дочка и внученька, а также любимая работа.
Автор: Светлана Канаева