Пеший подход к безопасности Восточно-Сибирский путь

Пеший подход к безопасности

Леонид Шатило, составитель поездов Улан-Удэнского центра организации работы железнодорожных станций

Знание подъездных путей помогло молодому железнодорожнику обнаружить неисправность, грозившую сходом вагона

Особый подход к работе на подъездных путях помогает составителю поездов Улан-Удэнского центра организации работы железнодорожных станций Леониду Шатило находить даже малейшие неисправности, угрожающие безопасности движения.

– Можно назвать это индивидуальным стилем в работе, – рассказывает Леонид Шатило. – Вместе с маневровым локомотивом я часто разъезжаю по подъездным путям станции Улан-Удэ. И самые сложные участки всегда стараюсь пройти пешком ещё до того, как по ним проедет локомотив. При таком подходе можно быть уверенным, что возможные неисправности в состоянии пути будут замечены заранее и не станут неожиданностью при работе.

Так, например, в одну из смен на подъездном пути, прилегающем к Улан-Удэнскому локомотивовагоноремонтному заводу, составитель заметил расплющенный рельс. Из-за этого дефекта возник риск заклинивания тормозных башмаков при накатывании вагонов.

«Башмачное» приспособление, как известно, не останавливает группу вагонов сразу после установки, а ещё какое-то время скользит по рельсу перед колесом. Если же искусственная преграда при накатывании вдруг застопорится, то колёсная пара может попросту повиснуть на башмаке или даже перескочить через него. Это, в свою очередь, грозит не только повреждением пути или подвижного состава, но и сходом.

– Об обнаруженной неисправности я тут же сообщил маневровому диспетчеру. Затем занёс сведения и в свой рабочий блокнот общественного инспектора. А уже в следующую смену, работая на том же самом участке, заметил, что неисправный рельс был заменён, – рассказал составитель поездов.

Расплющенный рельс – далеко не единственная неисправность, которую Леониду Шатило удалось обнаружить благодаря «пешему подходу» к работе на подъездных путях. Так, в одну из смен неподалёку от того же Улан-Удэнского ЛВРЗ составитель заметил на рельсе вертикальный уступ около трёх миллиметров. Ранее на грузовом дворе станции Улан-Удэ движенец увидел неплотно прилегающий к рамному рельсу остряк, а на другом коммерческом подъездном пути обнаружил нетиповые балансиры двух стрелок и отсутствие указателей.

Ценят за инициативность

На станции Улан-Удэ Леонид Шатило работает уже пять лет. Выполнять производственные задачи здесь приходится в том числе под началом маневрового диспетчера Виктора Смирнова. Его смена по итогам 2018 года была признана лучшей на всей сети Российских железных дорог. Добиться такого результата, по словам диспетчера, удалось благодаря высокому профессионализму работников смены.

– Леонид Шатило – яркий тому пример, – рассказывает Виктор Смирнов. – Он хороший и опытный составитель, который прекрасно понимает круг своих обязанностей и всегда чётко выполняет поставленные задачи. Именно такое отношение к работе от каждого сотрудника смены является залогом успешной работы станции Улан-Удэ, жизнь которой всегда проходит в очень быстром темпе.

Отмечают на станции Леонида Шатило и за его инициативность. Об этом говорит заместитель начальника станции Улан-Удэ по оперативной работе Евгений Игнатьев:

– Леонид активно участвует в жизни станции, прекрасно зная о том, чем она живёт сегодня. Он часто вносит конкретные предложения, которые могли бы положительно повлиять на рабочий процесс. К примеру, не так давно он внёс, казалось бы, простую идею по смене расстановки стеллажей на путях грузового двора. Но такая рокировка действительно помогла ускорить работу составителей на этом объекте.

В нынешнем году фамилия составителя из Улан-Удэ стала известна и на других железнодорожных станциях, расположенных в границах Улан-Удэнского региона ВСЖД. Леонид Шатило вошёл в число лучших общественных инспекторов по обеспечению безопасности движения поездов на Восточно-Сибирской магистрали, а информацию о лидерах общественного контроля филиал дорпрофжела традиционно широко распространяет через красочные плакаты на своих стендах.

При этом в должности общественника составитель находится только второй год, что не мешает ему демонстрировать хорошую статистику. Только по итогам 2018-го Леонид Шатило провёл 24 проверки общественного контроля и выявил 30 замечаний. 

– Дополнительные обязанности, которые предполагает значок инспектора, меня не тяготят. Я вообще думаю, что каждый работник магистрали так или иначе является общественником в вопросах безопасности движения поездов. Ведь никто из нас не пройдёт мимо серьёзной неисправности, если её заметит.  Хотя бы потому, что именно железнодорожник лучше всех знает о том, как работает магистраль, – говорит составитель поездов.

От психологии к магистрали

Интересно, что железной дороги в жизни Леонида Шатило могло вовсе и не быть. После окончания школы он решил стать отнюдь не составителем поездов, а… детским психологом. Педагогическую специальность он даже получил, окончив Бурятский государственный университет, но продолжать путь в этой профессии не захотел.

Тогда и начал работу на железной дороге. Сначала в отряде ведомственной охраны, где приходилось иметь дело с приёмкой поездов. Затем, заинтересовавшись работой составителя, решил попробовать себя в этом деле. Окончил курсы в дорожном центре профессиональных квалификаций и приступил к работе на станции.

– Начинал я в Слюдянке, – вспоминает он. – Помню, как волновался в первую смену. Боялся совершить какую-нибудь помарку. Но в адаптации очень помог опытный составитель Иван Большаков. Главное, что я от него усвоил, – это понимание того, насколько важны должностные инструкции, – говорит Леонид Шатило.

Осваивать ПТЭ, ИДП, ИСИ после литературы по педагогике действительно было не так-то просто, однако сегодня Леонид с уверенностью отмечает, что полностью адаптировался в роли составителя поездов.  Многое зная о своей профессии, он не стесняется размышлять о перспективах её развития.

К примеру, отмечает, что было бы здорово в будущем разработать устройство, дающее возможность составителю поездов самому притормаживать состав при следовании вагонами вперёд. Это бы помогло в случае, если машинист маневрового локомотива вдруг не расслышал в радиоэфире сигнал об остановке.

– Я в целом считаю, что любой технологический процесс всегда можно сделать лучше и эффективнее. В этом и есть стимул к развитию. Но и без преобразований работа составителя мне по душе. Каждая смена интересна и увлекательна. Я рад, что нахожусь на главной станции Улан-Удэнского ДЦС и что полезен здесь, – заключает Леонид Шатило.
Автор: Виталий Калашников