С удвоенной внимательностью Дальневосточная магистраль

С удвоенной внимательностью

Алексей Рыжков, составитель поездов станции Дзёмги

Алексей Рыжков, находясь в кабине тепловоза, своевременно заметил выброс пути. Не предупреди он вовремя машиниста, сход локомотива был бы неминуем

В разгар маневровой работы, когда машинист тепловоза «толкает» состав, составитель поездов находится на подножке первого вагона. Отсюда он внимательно следит за тем, свободен ли путь, за положением стрелок и показаниями сигналов. Но в ту ночь локомотив должен был ещё только отправиться на один из путей необщего пользования, где стояли вагоны. В таких случаях машинист берёт составителя поездов в кабину и едет до места. Так Алексей Рыжков оказался в кабине локомотива.

Ночные смены составители не любят. Ведь физиологически человеку привычнее работать днём. А ночью хочется спать. Однако составителю в любое время суток нужно быть предельно внимательным. И это к физической нагрузке добавляет большое нервное напряжение. К этому Алексей Рыжков был готов, когда садился в кабину машиниста. А потому и глядел в оба, хотя непосредственная работа для него ещё не начиналась.

– Мы ехали с небольшой скоростью, через пути одного ветвевладельца на пути другого, – рассказывает он. – Впереди предстоял небольшой поворот, из-за которого обзор пути у машиниста затруднялся. Я же, находясь с другой стороны кабины, когда прожектор тепловоза осветил путь, заметил его искривление. Сразу предупредил об этом машиниста. Благодаря тому, что скорость была небольшой, мы успели остановиться буквально в нескольких метрах от повреждённой колеи.

Как показал дальнейший осмотр, это был классический выброс пути с несколькими волнами в горизонтальной плоскости. Рельсы в таких случаях становятся непригодными для проезда. Часть шпал раскалывается, щебень с балластной приз­мы отбрасывается. Выброс пути является серьёзной угрозой безопасности. При его возникновении движение поездов на участке закрывается.

В ту ночь поездка за грузовыми вагонами, конечно, была отменена. Только утром удалось связаться с ветвевладельцем. И лишь когда тот устранил неисправность, проезд через эти пути был разрешён.

Алексей Рыжков, как грамотный и знающий своё дело специалист, в этом случае продемонстрировал одно из главных качеств составителя поездов – внимательность. А на станции Дзёмги, где работает наш герой, внимательность требуется повышенная, так как большинство подвижного состава, находящегося здесь, это цистерны с опасными грузами – нефтью и нефтепродуктами. Станция обслуживает Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.

– Но нам приходится брать грузы не только с завода. Рядом с ним находится множество частных фирм, которые хранят у себя нефтепродукты или обслуживают подвижной состав, – рассказывает Алексей. – И там тоже то и дело проводят маневровые работы, в которых участвуют цистерны. Так что у составителя поездов буквально нет свободной минуты. Всё время ты кому-то нужен.

И действительно, во время маневровой работы вагоны сортируют, перевозят, взвешивают, грузят, разгружают. И каждое передвижение упорядочено и контролируется. Составитель поездов руководит всеми этими манёврами. Он – «глаза и руки» машиниста, всё время находится на связи с ним и с дежурным по станции.

Так проходят 12-часовые смены составителя поездов. И во время каждой из них все его действия подчинены главной цели – вовремя отправить состав. Алексей Рыжков своё дело знает хорошо. Как отозвался о своём подчинённом начальник станции Андрей Ефремов, он не только внимателен, но и грамотен и рационален в своих действиях.
Автор: Георгий Куниловский