С удвоенной внимательностью
Алексей Рыжков, составитель поездов станции ДзёмгиВ разгар маневровой работы, когда машинист тепловоза «толкает» состав, составитель поездов находится на подножке первого вагона. Отсюда он внимательно следит за тем, свободен ли путь, за положением стрелок и показаниями сигналов. Но в ту ночь локомотив должен был ещё только отправиться на один из путей необщего пользования, где стояли вагоны. В таких случаях машинист берёт составителя поездов в кабину и едет до места. Так Алексей Рыжков оказался в кабине локомотива.
Ночные смены составители не любят. Ведь физиологически человеку привычнее работать днём. А ночью хочется спать. Однако составителю в любое время суток нужно быть предельно внимательным. И это к физической нагрузке добавляет большое нервное напряжение. К этому Алексей Рыжков был готов, когда садился в кабину машиниста. А потому и глядел в оба, хотя непосредственная работа для него ещё не начиналась.
– Мы ехали с небольшой скоростью, через пути одного ветвевладельца на пути другого, – рассказывает он. – Впереди предстоял небольшой поворот, из-за которого обзор пути у машиниста затруднялся. Я же, находясь с другой стороны кабины, когда прожектор тепловоза осветил путь, заметил его искривление. Сразу предупредил об этом машиниста. Благодаря тому, что скорость была небольшой, мы успели остановиться буквально в нескольких метрах от повреждённой колеи.
Как показал дальнейший осмотр, это был классический выброс пути с несколькими волнами в горизонтальной плоскости. Рельсы в таких случаях становятся непригодными для проезда. Часть шпал раскалывается, щебень с балластной призмы отбрасывается. Выброс пути является серьёзной угрозой безопасности. При его возникновении движение поездов на участке закрывается.
В ту ночь поездка за грузовыми вагонами, конечно, была отменена. Только утром удалось связаться с ветвевладельцем. И лишь когда тот устранил неисправность, проезд через эти пути был разрешён.
Алексей Рыжков, как грамотный и знающий своё дело специалист, в этом случае продемонстрировал одно из главных качеств составителя поездов – внимательность. А на станции Дзёмги, где работает наш герой, внимательность требуется повышенная, так как большинство подвижного состава, находящегося здесь, это цистерны с опасными грузами – нефтью и нефтепродуктами. Станция обслуживает Комсомольский нефтеперерабатывающий завод.
– Но нам приходится брать грузы не только с завода. Рядом с ним находится множество частных фирм, которые хранят у себя нефтепродукты или обслуживают подвижной состав, – рассказывает Алексей. – И там тоже то и дело проводят маневровые работы, в которых участвуют цистерны. Так что у составителя поездов буквально нет свободной минуты. Всё время ты кому-то нужен.
И действительно, во время маневровой работы вагоны сортируют, перевозят, взвешивают, грузят, разгружают. И каждое передвижение упорядочено и контролируется. Составитель поездов руководит всеми этими манёврами. Он – «глаза и руки» машиниста, всё время находится на связи с ним и с дежурным по станции.
Так проходят 12-часовые смены составителя поездов. И во время каждой из них все его действия подчинены главной цели – вовремя отправить состав. Алексей Рыжков своё дело знает хорошо. Как отозвался о своём подчинённом начальник станции Андрей Ефремов, он не только внимателен, но и грамотен и рационален в своих действиях.