Дело всей жизни Куйбышевский железнодорожник

Дело всей жизни

Сулейман Насиров, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле

Осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Сулейман Насиров награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет»

Почётную награду ему вручил на совещании по итогам весеннего комиссионного осмотра Волго-Камского региона начальник Куйбышевской дороги Рашид Сайбаталов. Такова оценка трудового вклада осмотрщика-ремонтника вагонов в выполнение производственных заданий и обеспечение безопасности движения на протяжении многолетней работы в депо.

Сулейман родом из Баку. На железную дорогу пошёл работать по стопам отца, Махмуда Оглы, который работал дежурным по переезду. После школы поступил в Бакинский железнодорожный техникум, через четыре года получил распределение на Куйбышевскую железную дорогу.

О серьёзном отношении к работе свидетельствует тот факт, что с 1984 года Насиров предан исключительно одному подразделению – эксплуатационному вагонному депо Круглое Поле. Как бы ни манили его назад родные пенаты, чувство долга было для этого человека превыше всего.

«В депо сразу предупредили, что работа ответственная, от которой во многом зависит безопасность движения, – рассказывает Сулейман. – Вот когда впервые я услышал это словосочетание, которое за эти годы буквально въелось в моё сознание. Понял: чтобы освоить профессию вагонника, нужно будет трудиться до седьмого пота».

Сулейман отчётливо помнит время, когда он, ещё молодой специалист, стажировался первые полгода, постигал все тонкости устройств буксовых узлов и вагонных тележек. В этом ему большую помощь оказывали наставники – осмотрщики-ремонтники вагонов Вячеслав Герасимов, Владимир и Лидия Захаровы, Екатерина Астафьева.

«В ту пору женщины в нашей профессии были не редкость, даже немало супружеских пар работали вместе, – вспоминает Сулейман. – Они показывали, объясняли, как действовать в той или иной ситуации. В то время ещё не было компьютеров, с помощью которых сегодня проводятся занятия и тестирование вагонников. Тогда больше времени уделялось изучению материала по справочникам, журналам. Плюс – выход «в поле». Посещение технических занятий было своего рода законом жизни, за это спрашивали строго. А ещё очень помогал созданный впоследствии в депо учебный полигон. Ведь пока собственными глазами не увидишь ту же трещину боковой рамы или автосцепки, послегорочные дефекты, работать очень трудно. Главное для осмотрщика – это внимательность, нельзя проявлять малодушие, так как это чревато серьёзными последствиями. Признаюсь честно: когда я иду к поезду, ни о чём, кроме него, не думаю, чтобы не притупить бдительность».

В этом году Насирову ещё не приходилось обнаруживать трудновыявляемые дефекты, а в прошлом году обнаруженные трещины в боковых рамах были не единичным явлением.

«Начинаю осматривать вагоны с колёсной пары, – объясняет Сулейман, – проверяю внутреннюю часть обода на наличие трещин, лабиринтное кольцо, наружный радиус R-55 боковой рамы тележки. Это самое опасное место. Опять же, повторюсь, что в ходе осмотра надо быть предельно внимательным».

Для осмотра вагонов наш герой использует нехитрый набор инструментов: металлическую щётку, лупу, зеркало, кусок проволоки и, конечно, специальный молоток. О важности момента встречи состава с ходу вам расскажет любой осмотрщик-ремонтник вагонов.

«Однажды, провожая грузовой состав со станции Ульяновск-Центральный, я заметил, что в одном вагоне отсутствует шкворень, соединяющий тележку с вагоном. Если бы эта мимолётная деталь ускользнула от внимания, то могло произойти крушение или сход поезда. Состав был срочно остановлен до устранения неисправности».

Но такие случаи, к счастью, являются редким исключением. Куда чаще осмотрщикам-ремонтникам вагонов приходится иметь дело с мелкими погрешностями, такими, как ползуны, навары и выщербины. Впрочем, любая из этих мелочей, если не обнаружить её вовремя, может перерасти в гораздо больший дефект.

С недавнего времени Сулейман Насиров при осмотре вагонов выполняет обязанности «автоматчика» – так вагонники называют осмотрщиков, отвечающих за тормозную систему подвижного состава. Он осматривает как грузовые, так и пассажирские поезда, тщательно производит осмотр вагонов перед формированием или в процессе формирования поезда, чтобы не допустить постановки в него неисправных вагонов.

По своему характеру Сулейман Насиров – человек немногословный и в жизни придерживается принципа «меньше слов – больше дела». Это негласное правило позволяет ему работать без браков, обеспечивать качественное обслуживание поездов, без задержек и отцепок по техническим неисправностям, угрожающим безопасности движения поездов.

Сулейман всегда со знанием дела подходит к составу, проверяет надёжность ходовых частей, тормозной системы, для верности подлезая под вагон.

«Сулейман Насиров – один из самых опытных и надёжных работников депо, – говорит о своём подчинённом начальник ПТО вагонов станции Ульяновск-Центральный Юрий Семёнов. – Он аккуратный человек как в быту, так и на работе, и в этом плане у него можно поучиться. Свой богатый производственный опыт Насиров передаёт молодым работникам, прививает им уважение к труду и чувство ответственности за порученный участок».

Сулейман является одним из лучших наставников в депо, за годы работы он «вывел в люди» не менее двух десятков молодых осмотрщиков-ремонтников вагонов.

«В первую очередь обращаю внимание молодых работников на ходовые части вагона, тормозную систему, – объясняет Сулейман. – Стараюсь быстрее вести их к вагону, ведь теорию-то и по книжкам можно изучить. А я, памятуя, что было главным для меня на начальном этапе, показываю дефекты, учу, что надо делать в случае их обнаружения. И, конечно, присматриваюсь к ребятам. Если задают вопросы, интересуются деталями – толк будет. Если нет – скорее всего, отсеются. А ещё важно, насколько человек собран, в каком состоянии у него инструменты. Такова специфика нашей работы: всегда быть готовым».

Автор: Александр Савенков