Трещину выявил вовремя Звезда

Трещину выявил вовремя

Михаил Тетерятник, старший осмотрщик-ремонтник вагонов пунк¬та технического осмотра эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов пункта технического осмотра эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды Михаил Тетерятник обнаружил опасный дефект и предотвратил возможный сход поезда

Вот что он рассказал об этом случае.

– Я полез под вагон, чтобы осмотреть надрессорную конструкцию, и нашёл огромную трещину шкворневой балки. Она была такой, что в одном месте вагон держался всего на 4 мм металла, осталась целой только нижняя плоская часть.

Понятно, такой вагон мог упасть в любой момент, и если бы это произошло при движении поезда, то почти неизбежно возник бы массовый сход подвижного состава и крушение. Но благодаря бдительности и добросовестности осмотрщика этого не произошло.

Михаил в 2019 году уже обнаружил 17 дефектов надрессорых балок и 1 боковой рамы, угрожающих обеспечению безопасности движения поездов. Все относятся к трудновыявляемым дефектам литых деталей. Вагоны были отцеплены от поезда. То, что в них действительно есть неисправность, подтвердилось при более тщательной проверке с помощью средств диагностики в условиях ремонтного депо. Так же было и в других случаях с вагонами, которые были отцеплены по инициативе этого старшего осмотрщика.

Бывало, что он находил за одну смену 2 неисправных вагона с трещинами надрессорных балок. Все дефекты он всегда фотографирует, чтобы показать другим осмотрщикам, в частности молодым рабочим, так что у него собралась уже целая коллекция снимков.

Результативность в практике у него всегда хорошая, потому что он относится к работе добросовест­но и с полной отдачей. Михаил – железнодорожник в третьем поколении. Его отец был машинистом локомотива, почти всю жизнь водил поезда, дед был составителем. Так что выбор им профессии в пользу железной дороги был сделан осознанно: мальчик с детства знал по рассказам взрослых, какая ответственность лежит на тех, кто связал свою жизнь с магистралью.

В начале августа будет 20 лет с того момента, как Михаил начал трудиться на железной дороге, а осмотрщиком вагонов он работает последние 5 лет. До этого был инженером на другом предприятии, но потом перешёл в осмотрщики, так как считает, что это базовая профессия и, какие бы ни были колебания объёмов перевозок, лучшие специалисты этого профиля всегда будут востребованы. К тому же он поставил себе цель стать настоящим профессионалом. И добился этого, хотя получаться всё стало не сразу.

У него были хорошие наставники, у которых он учился качественному осмотру вагонов, он им благодарен за науку. Помогло и то, что у него есть инженерная подготовка: он окончил РГУПС (кстати, с красным дипломом, а до этого школу с золотой медалью). А с приобретением опыта осмотрщика он стал понимать, на что в вагоне в первую очередь надо обращать внимание, а также запомнил все заводы – изготовители вагонов, годы и серии, когда чаще всего встречается брак.

Старший осмотрщик считает, что найти трудновыявляемый дефект вполне выполнимая задача, когда работник в этом заинтересован и относится к делу со всей ответственностью.

– Важно не давать себе расслабляться, стараться, заглядывать во все труднодоступные места вагона, иначе неисправность не найти, – говорит Михаил Тетерятник. – Когда осматриваешь вагон углублённо, а не поверхностно, находишь больше дефектов, в том числе те же самые трещины литья. Трещины надрессорных балок бывают разные, но самые опасные из них те, что измеряются уже не в миллиметрах, а в сантиметрах. Только глянешь, и сразу всё ясно, не нужно даже ждать подтверждения от проверки в цехе. Помогают, конечно, знания и опыт, который постепенно накапливается, набивается на обнаружение дефектов глаз. Всё это приходит с годами, – говорит он, – ты уже знаешь, в каких приблизительно местах и на каких вагонах может быть дефект. Например, в одном из типов крытых вагонов чаще всего трещина бывает в хребтовой балке по причине конструктивной особенности.

– Поэтому в первую очередь обращаю внимание на эти места, – поясняет Михаил. – В других вагонах, выпуска определённых годов, смотрю более тщательно надрессорные балки.

Профессионализм его дошёл уже до такой степени, что порой только взглянув на вагон, Михаил знает, что обнаружит в нём дефект. Так и происходит на деле.

В его смене № 4 трудится 7 осмотрщиков. Большинство – опытные специалисты. В среднем за смену они обрабатывают 11 поездов. В основном грузовых, но при необходимости проверяют и пассажирские. Когда нужно, производят на месте ремонт.

Начальник ПТО Минеральные Воды Владимир Соломатин рассказал, что смена Михаила занимает лидирующие позиции не только в выявлении дефектов литых деталей тележек, но и в общем ремонте подвижного состава в парке. И старший осмотрщик-ремонтник очень хорошо организовал эту работу.

Он пользуется уважением как в смене, так и на ПТО. Если нужен совет или возникает спорная ситуация, коллеги нередко обращаются к нему с вопросами.

Заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды по эксплуатации Денис Качаганов считает Михаила Тетерятника технически грамотным, ответственным специалистом и характеризует его только с положительной стороны.

– Ему можно поручить любое нестандартное задание, и быть уверенным, что он его обязательно и добросовестно выполнит, – говорит Денис Качаганов. – Можно обратиться к нему с любой просьбой, касающейся работы, и он никогда не откажет и не подведёт. 

Михаил постоянно занимается самообразованием и, хотя и так обладает отличными знаниями, постоянно штудирует техническую литературу. Кроме того, он участвует в деповских и дорожных конкурсах профессионального мастерства. Является наставником для молодых осмотрщиков, которых за ним закрепляют.

Тетерятник обучил уже более 10 человек навыкам и методам обслуживания вагонов. Выезжает он для обмена опытом и на другие ПТО, причём не только в пределах своего депо, например, недавно был на ПТО Кавказская.

– Мы часто командируем его на те участки, которые отстают в выявлении дефектов литья, чтобы он поделится опытом в этой сфере, – говорит Денис Качаганов.

Не раз Михаил рассказывал о своём опыте и на дорожных конференциях, посвящённых выявлению неисправностей литых деталей.
Автор: Александр Панченко