Миниатюрный мир для братьев Волжская магистраль

Миниатюрный мир для братьев

Вячеслав Дементьев и Павел Дементьев, монтёры пути

Монтёры пути братья Дементьевы смогли предотвратить более серьёзные последствия схода вагона

Солнечное, тихое утро обещало размеренный рабочий денёк. На планёрке дорожный мастер Юдинской дистанции пути Александр Царёв озвучил задание. Бригаде линейного участка № 5 предстояло менять деревянные шпалы на железобетонные...

Не медля ни секунды

По расчётам выходило, что каждому нужно уложить по две шпалы. Такой был план. «Что же, работа, как работа! Ничем не хуже другой», – переглянулись братья Дементьевы. Вячеслава как самого опытного монтёра пути поставили старшим, а Павла – сигналистом. На работы назначили пять человек. «До конца смены управимся!» – резонно думали железнодорожники. А в 8 часов 57 минут всё изменилось.

Через пути от бригады, метрах в шестидесяти, тронулся соединённый грузовой поезд. И только начал движение, как раздался страшный металлический скрежет, в воздух поднялись густые клубы пыли. Красный флажок в руках Павла дрогнул, он окрикнул брата:

– Смотри!

Ни головы, ни хвоста поезда не было видно, всё-таки 134 вагона. Но недалеко от них Вячеслав пригляделся и заметил, что вторая тележка одного из полувагонов сошла с путей. Тогда, не медля больше ни секунды, он связался по громкой связи с дежурной по станции Юдино. Павел тем временем докладывал о случившемся начальнику дистанции пути. Поезд благополучно остановили. Бросились смотреть. Стоило только приблизиться, как стало ясно, что тормозные башмаки не убраны, а добро на отправку локомотивной бригаде выдали. Вот и результат.

– Одна колёсная пара сошла, потом вагон доехал до стрелки и запрыгнул обратно на рельсы. Так было, – вспоминают братья. – Никаких эмоций! Только осознание, сколько теперь работы привалило. Наш же участок…

Действительно, нужно было срочно устранять последствия и восстанавливать движение. Это же главные пути. Была мобилизована бригада, работников собрали со всех околотков. Менять пришлось порядка 150 м рельсового полотна. Только когда раскалённое солнце уже садилось за горизонт, измотанные напряжённым трудом люди наконец смогли вздохнуть с облегчением и вернуться к своим семьям с чувством выполненного долга. Заместитель начальника ПЧ Юдино по кадрам и социальным вопросам Александр Бабушкин рассуждает о произошедшем 24 июля по-деловому сухо:

– Могли и вагоны сойти, повредить опоры электроконтактных сетей, или рассыпаться груз. Но благодаря оперативным действиям Дементьевых удалось минимизировать ущерб.

Семья

На линейном участке № 5 первым встречает гостей Тюбик:

– Гав-гав…

Местный сторож, напряжённый, как пружина, готовая вот-вот разомкнуться, он следует за мной до самых дверей.

– Почему назвали Тюбиком? – интересуюсь.

– Не знаю, просто так, – смеётся Александр Царёв и провожает меня в уютное помещение участка.

Ремонт, цветы на подоконниках, порядок – хоть и работают здесь одни мужчины, но комфорт умеют создавать и поддерживать. А вот и братья Дементьевы. Вячеслав старше Павла на два года и, конечно, раньше него пришёл на железную дорогу, вслед за отцом. Семья Дементьевых неразрывно связана с магистралью. Ещё бабушка, Юлия Степановна, когда-то трудилась монтёром пути. В то время женщины в этой профессии не были редкостью. Шли работать на железную дорогу, потому что рядом с домом, потому что платят. Трудился в ПМС-108 и дядя Николай. Отец, Юрий Дементьев, был составителем поездов на станции Юдино. Посвятил «железке» больше 30 лет.

– Нас, детей, в семье всего пятеро, – рассказывает Вячеслав. – Мы, ещё два брата и сестра. Младший, Александр, тоже составитель в ПМС-205, а сестра, Наталья, работает диспетчером на вокзале Казань.

Детство, проведённое рядом с железной дорогой, под увлекательные рассказы отца, не могло не повлиять на будущее. В Свияжске, где выросли Дементьевы, от песчаного карьера до понтонного моста к реке когда-то вела узкоколейка. По ней ходил маневровый тепловоз. Гордо взирая из кабины машиниста на мир, вдруг ставший таким миниатюрным, сначала Вячеслав, а потом и Павел мечтали «рулить» локомотивом сами. Но отец строго запрещал прикасаться к кнопочкам на панели управления, можно было только смотреть. И ребята смотрели, мечтали.

– Для нас это было целое приключение, – рассказывают братья. – Так мы познакомились с магистралью. А ещё детьми помогали отцу чистить снег на путях.

На свежем воздухе

Поэтому и адаптация к работе на железной дороге прошла у Дементьевых быстро, нужно было только приобрести сноровку, а специфика хоть и поверхностно, но уже была знакома. Свой первый рабочий день в ПМС-205 Вячеслав вспоминает с трудом, а вот Павел помнит отлично. Работали на зашивке, готовили звенья рельсовой цепи для их последующей укладки. Всё надо делать быстро-быстро, потому что запланировано окно.

– Тяжело поначалу было, но хватило месяца, чтобы втянуться, – говорит Павел.

А вскоре перешли в дистанцию пути. Смена шпал, переборка изостыков, регулировка зазоров, перешивка, замена рельсов – всё это входит в обязанности монтёров пути. Дементьевы этому учились, постепенно повышая свой уровень. Сейчас у Павла четвёртый разряд, у Вячеслава – пятый, самый высокий, и он может стать уже бригадиром пути, но не стремится.

– Коллектив уж очень нравится, не хочется менять, – объясняет Вячеслав.

Семнадцать лет на магистрали не прошли даром. Работа на путях приучает к бдительности. Здесь нельзя быть невнимательным. Каждые 5–6 минут со станции Юдино отправляется поезд, поэтому осматривать составы, следить друг за другом, обеспечивать безопасность движения стало уже привычкой.

Братья переглядываются между собой прежде чем ответить на вопрос, за что любят свою профессию. И говорит Вячеслав:

– Нравится физический труд на свежем воздухе. Солнце, ветер, дожди, снег – всё наше! Ну и, конечно, стабильность, социальный пакет. 

А дорожный мастер добавляет:

– Они ответственные ребята, любят свою работу, выполняют её на совесть, могут всё. Поэтому отношусь к ним с полным  доверием. Знаю, что за ними можно и не проверять, и пока не сделают, что их попросили, не уйдут.
Автор: Алёна Зудина