Мастерство – на высоте Железнодорожник Поволжья

Мастерство – на высоте

Инна Крамаренко, машинист козлового крана путевой машинной станции №50

Машинист козлового крана Инна Крамаренко отмечена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 20 лет»

Значительная часть рабочего дня нашей героини на протяжении последних 12 лет проходит в кабине крана КПБ-10. На вопрос, не боится ли она трудиться на высоте восьми метров над землёй, Инна Крамаренко улыбается.

– Нет, уже привыкла. А вот новость о том, что предстоит ехать в Москву на чествование передовиков, меня взволновала, – признаётся собеседница.

Награду Инне Владимировне вручал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Рассказывая о торжественной церемонии, она бережно достаёт из футляра почётный знак, крепит его к спецовке.

– Никогда не думала, что стану управлять многотонной техникой, – продолжает машинист. – Но страха перед ней у меня не было, несмотря на габариты.

Внешний вид металлической конструкции и шум, производимый ею во время работы, железнодорожнице знаком с детства. С путевой машинной станцией № 50 связана практически вся её жизнь. Здесь трудились родители. Мама, Раиса Фёдоровна, – сначала монтёром пути, чуть позже – бригадиром хозцеха. Папа, Владимир Александрович, – дорожным мастером.

– Я родилась в Левобережье Волги, на станции Урбах. Там коллектив в конце 60-х выполнял ремонт пути, – вспоминает Надежда.

С 1970-го ПМС базируется на станции Багаевка. Неподалёку от предприятия был разбит жилой сектор. Для хозяйственных и бытовых нужд установили обустроенные вагоны. Они же были приспособлены под столовую, баню, детский сад. Начальная школа находилась в 5 км от поселения – в Александровке. Дети ходили туда пешком. По окончании трёх классов им предстояло продолжать обучение в селе Березина Речка. Туда добирались на пригородном поезде Саратов – Карамыш. Вспоминая, с какими трудностями приходилось сталкиваться в юные годы, Инна Владимировна отмечает, что они её дисциплинировали, закалили характер.

Сдав выпускные экзамены и получив аттестат о восьмилетнем образовании, девушка отправилась в Саратов поступать в авиационный техникум. Выбрала специальность, связанную с технологией машиностроения. Освоила обработку металла на фрезерных, токарных и шлифовальных станках. Практику проходила на Саратовском авиационном заводе. Но с трудоустройством пришлось повременить: она стала мамой.

– Как только сыну исполнилось три года, я вышла на работу в ПМС № 50. Решила последовать примеру родителей, супруга, сестры, трудившихся на Приволжской магистрали, – поясняет собеседница.– Начинала уборщицей.

Молодую сотрудницу отличала ответственность и исполнительность. Такой можно было доверить небольшой производственный участок. Руководство предприятия направило Инну Владимировну в дортехшколу осваивать специальность газооператора.

– Зимой мы с коллегами следили за расходом газа, показаниями контрольно-измерительных приборов, а летом доставляли рабочим сменам обеды на объекты. Были проводниками, – вспоминает железнодорожница.

В 2007 году котельную сняли с баланса предприятия. Крамаренко снова пришлось сесть за парту. В этот раз она освоила профессию машиниста козлового крана.

– Закреплять теорию на практике мне помогала Наталья Куливатова, – рассказывает наша героиня. – Первое время приходилось тяжело. Рычаги тугие. К вечеру руки сильно болели от физической нагрузки. И морально тоже уставала. Шутка ли, целый день в напряжении: нужно не просто доставить груз на железнодорожную платформу, но и следить за техникой безопасности.

Не всегда получалось с первого раза произвести захват звеньев путевой решётки. Уверенности придавала мысль, что в коллективе она не единственная женщина-крановщица: если коллеги справляются с заданием, то получится и у неё. Со временем она наловчилась выполнять работу быстро и качественно.

Сегодня Инна Владимировна успешно демонстрирует различные приёмы и методы погрузки материалов верхних строений пути на платформы. Помогают в этом многолетний опыт и отменный глазомер.

– Работаем на двух кранах в паре с молодым сотрудником. Доставку груза производим синхронно. Делать это непросто, но мы научились понимать друг друга буквально с полуслова. Последовательность действий считываем по направлению взгляда, – рассказывает собеседница.

В прошлом году материально-техническая база ПМС № 50 пополнилась козловым краном грузоподъёмностью 12,5 тонны. На данный момент машинисты уже овладели системой его управления.

– Новая техника более мощная. Кабина комфортная, оснащена кондиционером. Угол обзора – широкий. А вместо привычных рычагов там установлены джойстики, – говорит Инна Владимировна. – Преимущества очевидны, но привычней всё-таки работать на десятитоннике.

Мужской характер работы её не смущает. Да, тяжело: зимой на высоте – ветер и мороз, летом – жара. Но она гордится своей профессией – ответственной, требующей предельной концентрации внимания.

– Поднялась в кабину крана – забыла про домашние хлопоты. Если будешь думать, что приготовить на ужин или как лучше замариновать огурцы, ошибок не избежать: то стропа оторвётся, то шпала накренится при выгрузке, – перечисляет возможные погрешности собеседница.

Как признаётся Крамаренко, на работу она идёт с бодрым настроем и любит технику. Недаром отец ждал наследника – хотел пристрастить к различным механизмам. Дочь, к удивлению, сама проявляла к ним интерес. Сейчас многим мужчинам даст фору: как подготовить кран к работе, устранить поломку. Благодаря деловым и личностным качествам пользуется авторитетом и уважением коллег. К тому же сегодня она осталась единственной крановщицей в ПМС № 50.

– За годы работы Инна Владимировна зарекомендовала себя грамотной, трудолюбивой. Ответственно относится к должностным обязанностям. Поддерживает уровень трудовой и производственной дисциплины в коллективе, заинтересованности в достижении поставленных целей. Энергичная, аккуратная, умеет отстаивать свою точку зрения. Постоянно совершенствует компетенции. Благодаря большому опыту работы и знаниям по специальности в том числе и этой сотрудницы предприятие с каждым годом увеличивает объёмы по выполнению производственного плана на 100% и более, – отзывается начальник Путевой машинной станции № 50 Илья Левин.

– В этом году меня избрали председателем первичной профсоюзной организации, – с гордостью констатирует Крамаренко. – Коллектив у нас дружный, молодой. Из старожил остались четверо. Но мы за будущее предприятия спокойны: трудовую эстафету передаём в надёжные руки.

В свободное от работы время наша героиня с удовольствием хлопочет по дому. Семья живёт в селе Березина Речка, в частном доме. Вместе с супругом Михаилом Зотовым, он тоже железнодорожник, работает машинистом на станции Аткарск, ухаживают за большим садом. Любят, когда их навещают сын Алексей и дочь Алёна. Вместе отмечают и семейные, и профессиональные праздники. В октябре в большой семье Крамаренко-Зотовых ожидается пополнение. Инна Владимировна станет бабушкой. Кто знает, может быть, внучка продолжит династию.
Автор: Татьяна Волченко