Оградил от беды Призыв

Оградил от беды

Васил Кужахметов, дежурный по переезду Кувандыкской дистанции пути

Умелые и грамотные действия железнодорожника помогли предотвратить очень серьёзные последствия

Дежурный по переезду Кувандыкской дистанции пути Васил Кужахметов предотвратил столкновение электропоезда со школьным автобусом, который заглох прямо на рельсах.

Ночная смена Васила подходила к концу. На улице уже начало светать, когда железнодорожник бросил взгляд на часы. До конца дежурства оставалось ровно двадцать минут, самое время готовиться к передаче поста коллеге, который должен был приехать с минуту на минуту. Надо заранее выполнить все необходимые в этом случае операции: проверить пломбы, инструменты строгого учёта…

Занимаясь рутинными, привычными делами, Васил подумал, что дежурство прошло относительно спокойно, особенно по технической части: уст­ройства переездной сигнализации функционировали без сбоев. Одновременно он внимательно наблюдал за потоком транспорта, который нарастал с каждой минутой. Чем светлее становилось, тем активнее через переезд перебирались легковые и грузовые автомобили, автотракторная техника.

– Работа на железной дороге, особенно в должности дежурного, научила меня не расслабляться буквально до последней секунды. Я на собственном опыте убедился: переезд – непредсказуемое место, обстановка на нём может измениться в любой момент, – поясняет Васил Кужахметов.

Так случилось и в то утро. Дежурный заметил, что в веренице машин к переезду приближается «пазик» жёлтого цвета с надписью на борту «Дети». Школьный автобус! Таких машинок в районе достаточно много. Они собирают ребят по близлежащим селениям и везут их в школу в Медногорск.

Автобус с ребятишками плавно подъехал к переезду, благополучно въехал на него и вдруг… неожиданно замер!

– Словно натолкнулся на невидимое препятст­вие! – вспоминает Васил.

Как оказалось, у него заглох двигатель.

– Водители с обеих сторон в первые секунды не проявляли активности. Ждали, что горе-шофёр автобуса самостоятельно справится с неисправностью и запустит двигатель, – продолжает наш герой.

Однако у дежурного буквально мурашки по коже пробежали. Он понял, что спокойствию пришёл конец. Всё теперь зависело от его чётких и грамотных действий.

– Я понимал: ситуация архикритическая. На принятие правильного решения у меня – буквально мгновения. Начал действовать, как написано в инструкции. Прежде всего необходимо включить заградительную сигнализацию… Руки работают, а перед глазами стоят буквы: «Дети». В голове бьётся мысль: «А вдруг салон полон ребятишек? Родители отправили их в школу с лёгким серд­цем! Только бы успеть!», – вспоминает Кужахметов.

По его признанию, в этот раз Васил выполнял привычные манипуляции в несколько раз быстрее. Первая секунда – сорвать пломбу и снять колпачок с красной кнопки на пульте. Вторая – убедиться в том, что красный огонёк рядом с ней загорелся. Это значит, что включились заградительные светофоры по чётному и нечётному пути. И как раз вовремя: в этот момент к переезду уже приближался электропоезд сообщением Кувандык – Орск! После Кужахметов вышел в эфир со словами: «Внимание! Внимание! Слушайте все!». Он также сообщил о том, что на переезде препятствие, дежурному по станции Медногорск.

– Только когда выполнил всё, что предписано инструкцией в такой ситуации, вздохнул с облегчением: переезд ограждён, все причастные предупреждены. У меня словно гора с плеч свалилась, – продолжает Васил.

Всё то время, что дежурный по переезду выполнял должностные инструкции, водитель автобуса пытался завести двигатель. Наконец это ему удалось, и он быстренько ретировался из опасного места, не дожидаясь разбирательств. Скорее всего, он даже не подозревал, какой сложный механизм привёл в действие своей безответственностью…

Дежурный по переезду сразу же выключил заградительную сигнализацию, чтобы не задерживать поезда.

Расследование происшествия, а также просмотр камеры видеонаблюдения показали, что действия дежурного по переезду и его оценка ситуации были совершенно правильными. Остановка автобуса на переезде – грубейшая ошибка водителя. Кстати, она произошла из-за того, что он совсем не вовремя пытался переключиться на пониженную передачу, хотя правила дорожного движения это категорически запрещают делать. Как оказалось позже, за рулём сидел молодой парень, и он, видимо, по неопытности пренебрёг важным требованием. Хорошо, что Васил Кужахметов оперативно отреагировал на нестандартную ситуацию и принял все меры для предотвращения столкновения.

Свою работу он оценивает скромно.

– Почему такое внимание к моей персоне? Стоит ли поднимать столько шума из-за этого факта? Ведь я ничего из ряда вон выходящего не совершил. Просто строго следовал инструкции. Это нормальная работа дежурного по переезду, которую он обязан добросовестно выполнять. Для этого мы сюда и поставлены. Вот и всё, – поясняет Васил.

Работнику Кувандыкской дистанции пути Василу Кужахметову 37 лет. Вся его профессиональная деятельность связана с железной дорогой. Сначала трудился в железнодорожном цехе на креолитовом заводе в Кувандыке, а в 2005 году устроился в Кувандыкскую дистанцию пути монтёром. Через шесть лет Васила назначили дежурным по переезду, находящемуся на 216-м километре перегона Кувандык – Медногорск. Он успешно прошёл обучение и приступил к выполнению новых для себя обязанностей. За этот период к его работе претензий не было. В дистанции дежурного характеризуют как человека ответственного и добросовестного.

– С каждым годом количество машин на наших дорогах растёт. Одновременно увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, в том числе на переездах. В основном ЧП происходят с легковушками: мне уже случалось выталкивать их в безопасную зону. Впрочем, приходилось также решать вопрос, как убрать с путей тяжёлый грузовик. Частенько попадались пьяные водители, – говорит Васил Кужахметов. – Иногда просто оторопь берёт, насколько беспечными бывают люди! Взять тот же застрявший на переезде школьный автобус. Это же какая безответственность! Именно поэтому я чётко понимаю: на дежурстве мне надо быть предельно внимательным. Необходимо своевременно реагировать на дорожную обстановку и одновременно осуществлять так называемый шахматный контроль, то есть осматривать ещё и проходящие поезда. Что я всегда и стараюсь делать.

Начальник дороги Анатолий Храмцов на аппаратном совещании отметил, что умелые и грамотные действия дежурного по переезду Васила Кужахметова помогли предотвратить очень серьёзные последствия.

Автор: Вячеслав Чеботько