Двойная награда Вперёд

Двойная награда

Валерий Скандаков, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Белгород-Курский

Валерию Скандакову присвоено звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Знак машинисту тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Белгород-Курский вручил глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Награждение состоялось накануне профессионального праздника в Москве.

В тот же день, 2 августа, у Валерия Скандакова родилась внучка Есения. Выходит, сразу 2 почётных знака присвоила ему судьба – как отличному труженику и примерному семьянину.

Продолжатель железнодорожной династии, в которой чувства постоянства и верного служения передавались из поколения в поколение, безусловно, заслужил двойную награду.

Отец Егор Павлович трудился токарем депо в Ржаве, старший брат Александр и зять Сергей тоже работали машинистами. Сегодня племянник Евгений – помощник машиниста, а сестра Татьяна – специалист ШЧ. Многие родственники имели отношение к железнодорожному транспорту, и Валерий последовал их примеру. Со стальной магистралью сроднился в феврале 1989 года, окончив среднюю школу в посёлке Пристень Курской области и отслужив 2 года в пограничных войсках на китайской границе.

Каким демобилизовался – энергичным, спортивным и подтянутым, таким и остался. Кажется, годы его не берут. Работа на железной дороге, а стаж насчитывает более 30 лет, постоянно держит в форме. Воспитанные армией лучшие качества – внимательность, бдительность и ответственность – сохранил по сегодняшний день. Это первые заповеди в выбранной им профессии.

Начало его трудовой биографии схоже с точкой отсчёта пути многих других железнодорожников из тех, кто посвятил свою жизнь локомотивному депо. Приняли слесарем, потом отучился в Белгородской техшколе на помощника машиниста, а с 1992-го водит поезда в должности машиниста.

В арсенале имеет не только колоссальный опыт работы, но и ряд достойных наград, среди которых – именные часы главы ОАО «РЖД», престижный нагрудный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», многочисленные премии. Его лицо знакомо многим по портрету на Доске почёта депо.

На протяжении всего трудового пути постоянно работал над собой и теперь свой богатейший опыт охотно передаёт молодым.

– Обучал помощников, многие из которых уже поехали самостоятельно, – рассказывает он. – Прежде всего делал упор на деловые качества. Машинист должен любить свою работу, быть требовательным к себе и другим, обращаться с техникой, чувствовать её, отвечать за безопасность движения, перевозимых пассажиров и грузов, следить за состоянием пути и контактной сети, чтобы всё было под контролем.

С чувством благодарности вспоминает своих наставников Вячеслава Петровича Катунина, Николая Григорьевича Гальцова, Виктора Ивановича Пигорева, Николая Николаевича Сидорова, которые работали на паровозах, а затем на тепловозах. Ветераны учили не допускать браков и не создавать о себе плохого мнения. Их наука пригодилась и служит ориентиром для молодёжи.

Высокий профессионализм Валерия Скандакова подтверждает руководство предприятия, характеризуя его как добросовестного, инициативного, технически грамотного профессионала.

– Постоянно выполняет задания по эксплуатационной работе, технической скорости и экономии топливно-энергетических ресурсов при полном обеспечении безопасности движения поездов, – отметил заместитель начальника ТЧЭ Белгород-Курский по кадрам и социальным вопросам Рафаэль Маджидов. – Имеет отличные знания конструктивных особенностей и тяговых характеристик тепловозов серий ЧМЭ3, ТЭП70, 2ТЭ116, а также профилей пути обслуживаемых участков.

Приходилось управлять и «троечками», «луганками», да практически всеми марками локомотивов. Руководители депо ставят в заслугу машинисту высокие результаты в экономии дизельного топлива. Регулярно добиваться их позволяют технические знания, помноженные на многолетний опыт вождения поездов. Так, в 2016 году он сберёг 487 кг, в 2017-м – 386 кг, в 2018-м – 417 кг. Не сдаёт позиций и в текущем году, его результат за 3 месяца – 113 кг.

– При перевозке грузов стараюсь не допускать пережогов, – раскрывает «секреты» бережливости Валерий Скандаков, – это связано с тем, как ведёшь поезд, а также условиями пути, заранее знаю, где набрать, а где сбросить скорость.

Расход дизтоплива зависит не столько от технического состояния локомотива, сколько от мастерства машиниста, стиля управления. Валерий сконцентрирован на следовании поезда, совершенствует личный почерк, подчёркивая высший класс, поэтому и снискал авторитет, служит образцом для подражания в коллективе.

В нашем разговоре без труда угадываются черты характера героя: скромный, спокойный, способный принимать взвешенные решения. Словом, человек дела. За эти качества, а ещё за неравнодушие, белгородские локомотивщики его и ценят.

Трудолюбие и отзывчивость, наставническая деятельность Валерия Скандакова вызывают глубокое уважение у коллег.

– Было время – работал в грузовом и пассажирском движении, сегодня занят на манёврах, развожу местные грузы на Ржаве и других станциях, а их идёт много, – поделился почётный железнодорожник, признаваясь, что дело всей жизни ему по душе. – При необходимости выполняю обязанности машиниста-инструктора.

Руководство локомотивными бригадами – такое доверие дорогого стоит. Скандаков заслужил его, с честью справляясь с различными ситуациями, которые встречались на многочисленных маршрутах.

Случались поломки локомотивов, а однажды пришлось почувствовать толчок в пути из-за дефекта рельсов. Не растерявшись, оперативно доложил, приехали специалисты и устранили неисправность колеи. За проявленную бдительность начальником ЮВЖД был награждён знаком «За безопасность движения».

Принимает активное участие в проведении весенних и осенних комиссионных осмотров локомотивов, со знанием дела подсказывает и требует от слесарей качественного, тщательного ремонта, чтобы избежать поломок тепловоза и в пути быть уверенным в машине.

Не остаётся в стороне наш герой и от общественной жизни депо, без его участия не обходятся собрания, субботники и другие массовые мероприятия.

До пенсии далеко, графиковая работа в режиме «день-ночь-48» не утомляет, ведь после смены ждут родные. С супругой воспитали двоих сыновей. Свой дом, хозяйство, на досуге занимается разведением пчёл. Словом, судьба балует подарками, а внучка – самый дорогой из них.
Автор: Галина Мостипан